Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, приняла решение по увеличению страховых сумм по договорам ОСАГО. AUTO-Consulting разобрался, обрадует ли это решение автомобилистов.
По решению Национальной комиссии, новые лимиты страховых сумм по договорам ОСАГО будут составлять:. За вред, нанесенный здоровью – 200 тыс. грн. на одного потерпевшего, а за вред, нанесенный имуществу – 100 тыс. грн. Но не больше 500 тыс. грн. по одному ДТП. Прекрасная новость. Только вот договоры страхования ОСАГО с новыми лимитами планируется начать заключать только с 1 ноября 2015 года. А стоимость полисов ОСАГО многие страховые компании повысили уже сейчас. Примерно в полтора раза. И ситуация с выплатами положенных компенсаций так и не разрешилась. Ведь на рынке по-прежнему !»ходят» полисы компаний, которые и не собираются платить.
Как сообщил AUTO-Consulting адвокат Петр Герасимов (специализируется на решении страховых споров), по его мнению, увеличение суммы страхового возмещения до 100 тыс. грн., является оправданным и необходимым шагом. Ведь, в большинстве случаев, суммы в 50 тыс. грн не хватает и потерпевший вынужден судиться с виновником ДТП за разницу между страховым возмещением и фактическим убытком. И, как это часто бывает, у виновника ДТП не имущества, поэтому, даже после получения судебного решения, виновник не имеет реальной возможности произвести все выплаты.
Господин Герасимов считает, что сегодня сумма страхового возмещения должна быть не меньше 200 тыс. грн. Даже, если полис будет стоить дороже. Ведь в этом случае будут защищены права потерпевшего.
При этом, уверен Петр Александрович, важным моментом является не только страховое возмещение, но и способность и желание страховых компаний работать для людей, действенный контроль со стороны государства и изменения в законодательстве.
В этой связи, необходимо отметить, сказал Петр Герасимов AUTO-Consulting, что функционирование Госфинуслуг действительно вызывает сомнения. Поскольку на практике, они никак не смогли контролировать данный рынок услуг и страховые компании. По мнению господина Герасимова, достаточно МТСБУ с бОльшими полномочиями, ответственностью и функциями. Например, часто бывает так, что страховая компания фактически является банкротом, но юридически существует достаточно долгое время (месяцами, годами) и потерпевшие не могут обратиться в МТСБУ за получением страхового возмещения, пока не будет юридически оформлено банкротство страховой компании. В связи с этом, Петр Герасимов предлагает внедрить другой механизм и внести изменения в п.п. «г» п. 41.1. ст. 41 Закона Украины «Про обов’язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів», где предусмотреть, что в случае неуплаты страховой компанией страхового возмещения в течение 3-х месяцев с момента подачи всех предусмотренных законом документов, страховое возмещение выплачивается потерпевшему за счет Фонда защиты потерпевших МТСБУ.
Кроме этого, уверен господин Герасимов, необходим действенный контроль за средствами Фонда защиты потерпевших МТСБУ со стороны государства, его подотчетность КМУ и оглашение ежегодных данных по уплате таких взносов каждой страховой компанией. Также следует определить экономически обоснованные годовые суммы взносов, которые страховые компании должны вносить в этот Фонд, для того, чтобы в дальнейшем исключить такую ситуацию на рынке страховых услуг, которая существует сейчас.
Как стало известно AUTO-Consulting, на сегодняшний день в МТСБУ существует не один, а два гарантийных фонда. Это – Фонд защиты потерпевших и Фонд страховых гарантий.
По мнению AUTO-Consulting, кардинально решить вопрос с неплатежами потерпевшим в будущем, поможет так называемое прямое урегулирование ущерба. Когда страховое возмещение выплачивает та компания, в которой купил полис ОСАГО потерпевший.
Хорошая новость: Президиум МТСБУ утвердил предложения к Закону Украины «Про внесення змін до Закону України «Про обов’язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів». Среди этих предложений и система «Прямого урегулирования убытков», при которой страховщик по полису ответственности урегулирует убыток, нанесенный его клиенту другим автовладельцем, а потом получит компенсацию от страховщика ответственности этого автовладельца. То есть, если добропорядочный автовладелец купил полис у проверенной временем компании, то он гарантированно получит компенсацию, а если купил «под забором», то, как говорится, знал на что шел.
Благодаря системе прямого урегулирования убытков, уверены в МТСБУ, можно эффективно противодействовать недобросовестной конкуренции, значительно упростить, и, как минимум, в 2 раза сократить срок урегулирования страховых споров.
Еще одно нововведение, которое предлагает ввести МТСБУ предложенным законопроектом – электронный страховой полис. Такая форма договора полностью устраняет проблемы изготовления, хранения, учета и инвентаризации бланков полисов. И делает невозможным использование полисов компаний, деятельность которых прекращена.
Все перечисленные нововведения еще предстоит утвердить Верховной Раде. Поэтому, когда это случится, точно сказать сложно. Не говоря уже о том, когда система прямого урегулирования реально заработает на практике.
Между тем, повышение стоимости полисов ОСАГО уже произошло. И, как отметил, Генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко, его ведомство предлагает ежегодное увеличение страховых сумм минимум вдвое. По его словам, это позволит на протяжение ближайших 10 лет приблизить украинские стандарты в сфере ОСАГО к европейским.
А если прочесть, что называется, между строк, получим: МТСБУ планирует ежегодно повышать стоимость полисов ОСАГО. Иначе за счет чего будут увеличиваться страховые суммы. И при этом, когда начнутся реальные выплаты по системе прямого урегулирования – неизвестно. А без этого, какая разница, подняли сумму возмещения или нет – ведь ее все равно практически невозможно получить.
К слову, по данным МТСБУ в январе-июне 2015 года выплаты страховщиков по договорам страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземного транспорта (ОСАГО) увеличились на 4,1% до 510,545 млн. грн. по сравнению с январем-июнем 2014 года. И это при том, что за январь-июнь 2015 было заключено 3,585 млн договоров по ОСАГО, что на 10,5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Теоретически, росту выплат можно было бы порадоваться. Но, на самом деле, если сравнить рост выплат с ростом цен на ремонт и запчасти (200-250%), получится, что выплаты фактически сократились. Оттого и уменьшение количества договоров ОСАГО при росте автопарка. Доверие к страховым компаниям сильно пошатнулось.