За окном сейчас – сплошное лето. Да, жарко. И с этим нужно как-то бороться.
Можно быть унылым и скучным. И пользоваться кондиционером, который сделает «погоду в доме», то есть в салоне вашего автомобиля. А можно все же попробовать быть немного не таким, как все. Именно для этого, кажется, в наших не всегда теплых широтах и покупают всяческие кабриолеты, родстеры и тарги.

А вот ребята из Харьковского автодорожного института (раньше – ХАДИ, сейчас – сейчас ХНАДУ) уже в конце 1950-х знали толк в том, как проводить лето. Может, именно поэтому автомобиль, который за 1959-1961 гг. создала группа молодых людей из Студенческого Проектно-Конструкторского Бюро (кафедра «Автомобили и двигатели»), имел именно кузов типа родстер. Как минимум оригинальное решение, если учесть, что автомобили тех годов в СССР были напрочь утилитарными, вследствие этого и большого разнообразия кузовов для гражданских автомобилей не было. Жаль только, что это был экспериментальный прототип. Хотя и полностью боеспособный: даже – с государственным номерным знаком (08-22 хаб).
Но оригинальность этого родстера – не только и не столько в форм-факторе его кузова, как в материале, из которого он выполнен. Кузов – цельный (то есть без выделенных дверей; парни наверняка эффектно прыгали в сиденье и уносились вдаль), изготовленный из 10 слоев стеклоткани (чтобы достичь результата, понадобилось использовать полноразмерный макет из гипса). В основе кузова лежала несущая металлическая рама. В итоге общая масса самого автомобиля составила около полутысячи килограммов.

С точки зрения шасси все было немного менее оригинальным, а если говорить прямо, то заимствованным с другой техники. Во внешности можно заметить «одолженные» у 407-го «Москвича» элементы, и они являются также подсказкой происхождения заднего моста, трансмиссии, передней подвески и элементов рулевого управления. Оттуда же, то есть из МЗМА, была взята и «механика» на 4 ступени.

А вот 22-сильный двигатель с двумя карбюраторами» были одолжены у тяжелого мотоцикла М-72. В итоге не очень-то и маленький по своим габаритам автомобиль (4180 мм в длину) удавалось разгонять до «максималки» в 100 км/ч.

А теперь только представьте: на дворе 1961 год, вы – молодой и полный перспектив студент (в будущем, наверное, инженер), и вы катите по дороге на единственном в своем роде «спортивно-туристическом» (ведь это был первый в стране автомобиль с кузовом из стеклопластика) автомобиле и гордо смотрите вдаль. Ведь этот двухцветный красавец (с оригинальным росчерком-молнией по всему кузову) – детище и ваших рук. Вот так нужно проводить лето. А не закрываться от жизни за стеклами с включенным кондиционером.