Украинское Полесье известно большинству своими озерами возле города Шацк, что на западе страны. Но на самом деле полесский регион гораздо больше и жизнь там далека от идиллий туристических мест. В этом мы смогли убедиться лично, отправившись в экспедицию с "Клубом внедорожных приключений", который является отрядом быстрого реагирования Общества Красного Креста. К экспедиции присоединилась и компания "Рено Украина".
В этот раз место разведывательной экспедиции было выбрано по нескольким факторам. Во-первых, исследовать состояние маленьких населенных пунктов и хуторов, а также дорог (если их можно так назвать) и подъездов к ним во Владимирецком районе. Во-вторых, привлечь внимание к проблеме местной узкоколейной железной дороги, которой уже более ста лет и которая является самой длинной действующей "узкоколейкой" в Европе. Когда то ей пользовались местные купцы - завозили в регион товары, а вывозили лес, песок, глину. Сейчас данный вид транспорта имеет еще и социальное значение - на нем полещуки (так зовут местных жителей) могут добраться из отдаленных сел в райцентр, а дети - в школы в соседние села. Ведь Полесье это довольно сильно заболоченная и труднопроходимая местность, поэтому дорог с твердым покрытием здесь немного, но даже те, что есть по большей части находятся в очень плачевном состоянии. Функционирование данной железной дороги также дает работу около сотне человек. Но вот Министерстве транспорта посчитали такой вид транспорта не нужным и убыточным, и решили закрыть "узкоколейку" Антоновка-Заречное. Поэтому для того, чтобы понять состояние дел в регионе и была организована данная экспедиция.
Что касается компании "Рено Украина", то она уже не первый раз принимает участие в гуманитарных миссиях клуба - минувшей зимой автомобили Renault помогли доставить гуманитарную помощь жителям Карпат. А для нас, журналистов, это еще и возможность опробовать автомобили в деле. На этот раз нам были предоставлены три внедорожника: Renault Koleos, и два Renault Duster, один из которых был с заводским ГБО. Но самое интересное выяснилось после старта. Оказалось, что именно этот Дастер был моноприводным! И ведь правда, на нашем рынке версии с ГБО предлагаются только с приводом на переднюю ось, бензиновым двигателем 1.6 и с механической КПП. Памятуя прошлые экспедиции, в которых даже полноприводные машины нуждались в посторонней помощи, мы было огорчились - придется оставить его на асфальте дожидаться нашего возвращения. Но на практике все оказалось гораздо оптимистичнее, и, забегая наперед, отметим, что Duster 4x2 нас приятно удивил!
Дабы добраться до внедорожной части экспедиции нам необходимо было преодолеть около 300 км по трассе Киев-Ковель (E373), которую в народе называют "варшавкой". Ее состояние сейчас весьма приличное, фактически на пятерку, что позволяет ехать довольно быстро. Задержка может возникнуть лишь в Киевской области, где идут работы по расширению дорожного полотна. Оказавшись за рулем "газового" Duster мы не упустили возможности проехаться именно на альтернативном топливе. Заправленного под завязку баллона, который скрывается под днищем багажника, и вмещает в себя около 35 литров пропан-бутана нам хватило 250 км. Таким образом средний расход составил 14 литров на 100 км. Но это при постоянной высокой скорости и с включенным кондиционером. Посему данные цифры показательными считать нельзя. Важно здесь другое - используя газ, мы могли позволить себе оставить бензин "про запас" увеличив таким образом дальность хода. И в то время как в бензиновых авто оставалось по полбака, наш был полным! Так что для любителей путешествовать вдали от цивилизации и хороших заправок это плюс. Но каждая медаль имеет оборотную сторону, и здесь она выражается в отсутствии запаски. Вместо нее предлагается лишь ремкомплект. Теоретически, его должно хватить, чтобы накачать проколотое колесо и дотянуть до ближайшего шиномонтажа, но Украина не Европа, и понятие "ближайший" здесь может быть весьма и весьма относительным. Иногда мы использовали газ и на бездорожье, что помогало ехать плавнее, избегая пробуксовки ведущих колес.
Итак, первый день нашего путешествия по Полесью стартовал близ поселка Антоновка, где находится конечная узкоколейной дороги, именуемую в народе "Полесским трамваем". От трассы сюда рукой подать, поэтому уровень жизни здесь приблизительно такой, как в остальных схожих селах в стране. Но вот стоило нам углубиться на север, вглубь региона, как картина значительно поменялась. Небольшие села и хуторки находятся здесь на грани выживания. Работы практически нет, поэтому все выживают за счет собственного хозяйства и выезжая на заработки. Но для того, что "выехать" надо еще очень постараться. Общественный транспорт отсутствует здесь полностью, поэтому остается надеяться либо на собственный, либо на вышеупомянутый "Полесский трамвай". Но даже тем, у кого есть свой автомобиль, а это, как правило, старенькие "Жигули" или видавшие виды иномарки приходится постоянно бороться с бездорожьем, поскольку дороги здесь не ремонтировались со времен Союза. Да и из-за сильно заболоченной местности связующие артерии приходилось прокладывать, давая большие крюки. Дорогу можно срезать, воспользовавшись лесными тропами и лугами. Что мы, собственно, и сделали. Повезло нам в том плане, что жара осушила большинство луж, болотистых переправ и прочего нелегкого бездорожья. Но и без этого на нашу долю выпало немало испытаний серьезным бездорожьем, в которое сами по себе мы бы никогда не полезли.
Пробираясь лесными тропами, мы были приятно удивлены энергоемкостью подвески Renault Duster. Она очень легко переносит ямы, кочки, ухабы и все то, чем изобилуют лесные дороги. На песке моноприводной версии пришлось уже сложнее. Те места, где Duster 4x4 проезжал и глазом не моргнув, нам приходилось брать с ходу. Малейший подъем или сброс газа - все, выходи, приехали. Ну и самым сложным для нашего подопечного было преодоление грязевых преград. Благодаря хорошей геометрической проходимости и грамотно спроектированному пространству под днищем кроссовер легко нырял в канавы, лужи и штурмовал высокие колеи. Но из-за отсутствия полного привода зачастую ему не хватало совсем чуть-чуть, чтобы полностью проскочить препятствие. Впрочем, полный привод тоже преподнес нам сюрприз. Пару раз электроника самовольно размыкала муфту привода задних колес, и делала это в самом ответственном месте! Происходило это то ли от перегрева, то ли от быстрого вращения в грязи (при достижении 40 км/ч режим Lock - принудительное включение 4x4 деактивируется) мы не знаем, но результат был один - автомобили застревали уже в конце грязевой преграды.
И у моно- и у полноприводной версии стиль проезда сложных участков был один - ходом. И если Koleos чиркал то днищем, то свесами, Duster держался молодцом и ничем не цеплялся.
Пару слов о организации внутреннего пространства. Поскольку ночевали мы вдалеке от цивилизации, все необходимое снаряжение - палатки, спальные мешки, вещи - мы везли с собой. Все это на двух-трех человек без проблем помещается в багажнике Duster и находится в легком доступе. Вообще, автомобиль порадовал нас своей неприхотливостью и готовностью к приключениям. На нем и на рыбалку можно махнуть, и в турпоездку с ночевками. Мы даже умудрились протестировать, каково спать в его салоне. Наутро оказалось, что не очень то и комфортно. Сиденьям не хватает буквально чуть-чуть, чтобы разложится полностью и образовать с задним диваном большую "кровать".
Но все наши приключения, конечно, ничто по сравнению с тем, как приходится выживать местному населению, живущему вдали от цивилизации. Из всех достижений человечества у некоторых может иметься только электричество. Все остальное - чуть ли не как сто лет назад. Вся надежда только на себя и умение выживать собственным хозяйством. Заработка здесь нет, и можно спастись лишь тем, что заготавливать грибы и ягоды, а потом пытаться сдать их оптовикам. Из-за большого количества болот и речушек, которые зачастую вплотную подходят к домам, весной и осенью пробраться сюда пешком довольно проблематично, а иногда невозможно вовсе. Еще больше удивляет, как люди умудряются выживать на хуторах, где живут всего несколько семей. До ближайших сел от них - по десять и больше километров безлюдными лесами и лугами. В магазин, за пенсией - пешком или в лучшем случае на гужевом транспорте (даже старые машины здесь роскошь). Про какие то социальные или медицинские учреждения даже говорить не приходится! А в одном из хуторов мы неожиданно обнаружили одиноко живущего 80-летнего дедушку, который живет, а точнее выживает сам. Рядом с хатынкой - сарай и небольшой огород. Хорошо хоть помогают соседи - то едой, то по хозяйству, но вот за пенсией он сходить уже не может, так идти надо с десяток километров
Во всех этих селах и хуторах участники экспедиции собрали необходимую информацию о числе жителей и о том, нуждаются ли они в медикаментах или другой помощи. Все это будет передано в Красный Крест, который со временем направит сюда гуманитарную помощь. Ее также доставят автомобили "Клуба внедорожных приключений", ведь ни грузовик, ни даже Газель сюда могут не доехать.
А единственную железную дорогу, которая хоть как-то облегчает сообщение между селами, грозятся закрыть если не в конце лета, так до конца года. А ведь еще в 2008 году "Полесский трамвай" хотели превратить в полномасштабный туристический проект, что способствовал бы развитию зеленого туризма и занятостью местного населения. Ведь места тут очень живописные, которыми можно любоваться во время движения поезда. По пути следования он даже пересекает речку Стыр, через которую перекинут, опять таки, уникальный деревянный железнодорожный мост. Интересно, что об этой узкоколейке знают даже за рубежом, и интуристы изредка приезжают в Полесье, чтобы прокатится в стареньких небольших вагончиках, которые тянет дизель-поезд с двигателем от танка Т-34. А что - интересно ведь, да и на места уникальные посмотреть можно. Будь это где-нибудь за границей, проект давно бы был мощным туристическим магнитом, да и знали бы о нем не только внутри, но и за пределами страны. Но у нас, как всегда, никому ничего не нужно. И ладно бы туризм - без единственного пути сообщения могут остаться местные жители, которым итак трудно выживать в таких условиях.
По истечении четырех дней экспедиции ее участники посетили населенные пункты Щеков, Бышляк, Великие Телковичи, Мульчицы, Городок, Кухотска Воля, Островск, Локница, Голубиное и Заречное. Все цели, которые ставили перед собой участники экспедиции были достигнуты. А сами автомобили достойно выдержали весь маршрут и благополучно вернулись в Киев.
8 августа 2012 года. Владислав Матяш, специально для InfoCar.ua