Первый в истории Украины этап Intercontinental Rally Challenge (IRC) завершился хоть и не без грустной ноты, оттого что наши гонщики — не на подиуме, но в целом мажорно — потому что все обошлось без особых проколов (десятки пробитых шин на ялтинских трассах — не в счет). Из девяти стартовавших «Мицубиси Лансер» ни один так и не добрался до призовой тройки, — как и дорогущие, стоимостью по полмиллиона долларов, «Протоны». А свой класс на «Шкоде Фабиа» подтвердил финн Юхо Ханнинен, получивший со своим пилотом на подиуме от крымского премьера Василия Джарты вместе с чемпионским кубком еще и брелки с бриллиантовой инкрустацией.
Вечером гонщики с организаторами ралли и почетными гостями отметили финиш в ресторане гостиницы «Ялта» — столы накрыли на 1200 человек! А для болельщиков на площади «зажигала» известная итальянка, поющая по-французски, In-Grid, которая преподала особенно смелым зрителям уроки эротического танца. «Эй, смелей — больше огня, больше страсти! Это же танго», — подбадривала певица. За ее выступлением на площади наблюдало более 10 тысяч ялтинцев и гостей города! После финиша и раздачи «слонов» председатель оргкомитета ралли Евгений Червоненко признался «Сегодня», что за эти дни потерял 9 кг веса, но зато вместе с Василием Джарты они нашли ключ к президентской программе по развитию Крыма: «У нас будет кольцевая трасса в Евпатории, три ралли, два ралли-рейда, семь гонок Moto GP, восемь международных гонок! Также у меня есть принципиальная договоренность о проведении чемпионата мира кузовных автомобилей WTCC. И все это будет в Крыму! То есть ключ к развитию событийного туризма мы получим!».
ЧЕРВОНЕНКО ДРАЛСЯ ЗА МАШИНКУ
После трех нелегких дней в супербыстром Proton S2000 Евгений Червоненко не уверен, что готов вернуться к автоспорту. «Я не думал, что через 20 лет сяду в это правое штурманское кресло. В моем возрасте это тяжело, — откровенно признался «Сегодня» главный «мотор» «Ялта-ралли». — После первого круга врачу пришлось ставить меня на ноги. У меня на трамплине «вылетела» старая спортивная поясничная травма. Было темно в глазах, ничего не слышал. Но через 17 минут «сервиса» он меня вернул к жизни и сказал: «На три часа тебя хватит».
Гости. Колесникову понравилась крымская репетиция перед Евро-2012
Но без фамилии Червоненко гонки не останутся — отец надеется на своего 3-летнего сына Альфреда. Малыш уже вписал свое имя в историю, как самый юный участник открытия ралли. «У него, кроме машинок, нет никаких игрушек. С машинкой он ест, с машинкой он спит», — рассказывает Евгений Альфредович.
Премьер. Вот будущий гонщик!
Страсть к автомобилям у Червоненко, судя по всему, генетическая, ведь и у отца все начиналось с детской игрушки. «Я за машинку в детстве мог сделать что угодно. У меня ведь фамилия Маршак по маминой линии. Мой дед был двоюродным братом Самуила Маршака. И однажды из Франции его родственники мне передали маленькую гоночную машинку. Тогда металлическая модель машинки — это было что-то. И вокруг этой машинки во дворе всегда были бойни. Но я побеждал. Тогда я и научился драться, отстаивая свои интересы».
ЯЛТА: ВКУСНО И ОПАСНО
Впечатления от Крыма у гонщиков и представителей IRC остались самые разные. Одних восхитила местная кухня, другие посчитали трассу очень сложной, третьи нашли недостатки.
КАМНИ. Победитель гонки Юхо Ханнинен рассказал, что его Skoda Fabia поначалу едва справлялась с крымским серпантином: «Трасса у вас очень сложная. Одна из самых сложных, на которых мне приходилось ездить. Особенно это заметно на скоростных участках.
Техничка. От точности и скорости сервисного обслуживания зависит успех экипажа на трассе.
В первый день нам пришлось тяжело, а потом уже привыкли немного». Занявший второе место в ралли француз Брайан Буффье также не ожидал столь крутых поворотов: «Трасса сложная, но очень интересная. При этом в первый день на трассе было много камней и приходилось их объезжать. Но на следующий день их уже убрали».
ЗМЕИ И ЗАКУСКА. Чех Ян Копецки, на Skoda Fabia заработавший «бронзу» и приз за самое зрелищное вождение Colin McRae IRC Flat Out Trophy, в Крыму испугался пресмыкающихся: «Ваши горы очень дикие! Здесь даже змеи водятся. Я видел. Правда, не знаю, опасные ли они». На вопрос «Сегодня», собирается ли он посмотреть Крым не только из окна скоростного авто, Ян Копецки рассмеялся: «А вы меня приглашаете? Почему бы и нет! Только не завтра, а то у меня не будет времени. Сами понимаете, ралли — на первом месте».
Билык. Спела для гостей ралли и посвятила Червоненко новую песню
Оказывается, гонщик прибыл в Ялту еще в воскресенье, 31 мая, и успел осмотреть побережье. «У вас тут очень хорошо! Я посмотрел церковь, которую вы построили на высокой скале (Храм Христа Спасителя в Форосе. — Авт.). Действительно красивое зрелище!». А еще Копецки рассказал, что ему понравилась еда в крымских ресторанах: «Кормят у вас очень неплохо. Правда, порции маленькие. То, что у вас называется основным блюдом, в Европе покажется закуской. Но качество еды — очень хорошее. Я был в двух ваших ресторанах, и там не возникло никаких проблем. Я остался доволен — ел вареники, голубцы и борщ».
СНОВА В ЯЛТУ. А вот менеджер развития автоспорта IRC, известный гонщик Жан-Пьер Николя, нашел некоторые изъяны: «Не все здесь продумано. Например, мы сейчас разговариваем в помещении, где нет кондиционеров и очень жарко. Но в целом все было организовано нормально. Мне понравилась сама атмосфера, у вас тут очень красиво». На наш вопрос, готово ли руководство IRC к тому, чтобы ежегодно проводить этап ралли в Ялте, Жан-Пьер Николя ответил: «Очень многие гонщики и представители IRC счастливы, что побывали здесь. От того, что они будут говорить покровителям ралли, от того, что мы им скажем, будет зависеть многое. Если они придут к выводу, что команды довольны, то мы вернемся в Ялту и будем вести переговоры о проведении этапа на следующий год».
У УКРАИНЦЕВ ЛУЧШИЙ — ПЕРЕЦ, А САМЫЙ ОТЧАЯННЫЙ ГОНЩИК — КОПЕЦКИ
В зачете чемпионата Украины победу на ялтинском этапе одержал Сергей Перец со штурманом Денисом Мальковым. Они опередили всех фаворитов, включая Валерия Горбаня, Юрия Шаповалова и Алексея Тамразова.
Тройка призеров. В Prime Yalta Rally победили швед и чех на Skoda и француз на Peugeot.
А в европейской разборке обошлось без сенсаций — Юхо Ханнинен, победив в Ялте, укрепил свое лидерство в общем зачете раллийной серии IRС-2011. Вторым финишировал француз Брайан Буффье на «Пежо» и вклинился в призовую тройку между «Шкодами». Третьим был Ян Копецки на родной машине с мотором S2000. Утешением для чеха стал престижный приз Colin McRae Trophy, который на каждом этапе вручается самому рискованному гонщику с самым зрелищным вождением в стиле легендарного пилота Колина МакРея. «От этих крымских трасс захватывает дух — доля секунды потери концентрации — и можно оказаться в полном ауте, — говорит Копецки. — Я рад призу, у меня уже такой не первый. Но меня в Ялте впечатлили не серпантины, а то, как нам в первый день пришлось пробиваться к сервису — пробка была такая, что кто-то из гонщиков пересаживался даже на велосипед, пока его машину подгоняли к набережной!».