В феврале страховщикам удалось остановить падение премий по "автогражданке", начавшееся в конце прошлого года. Благодаря росту стоимости полисов поступления по этому виду страхования за два месяца выросли на 0,4%, передает Коммерсантъ-Украина в статье Автогражданка отвернулась от граждан. Одновременно компании продолжают наращивать задолженность перед клиентами. Участники рынка уверены — если Моторное (транспортное) страховое бюро срочно не перейдет к решительным действиям, к концу года на рынке может произойти коллапс.
Падение рынка "автогражданки", которое началось в августе минувшего года, в феврале прекратилось. Если в январе темпы сокращения страховых премий составили 9,2%, то в январе-феврале они выросли на 0,4%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), за два месяца страховые компании (СК) заключили 1,2 млн договоров (+6%), по которым получили 354,1 млн грн. Для сравнения — в январе-феврале 2012 года страховщики привлекли 352,5 млн грн.
Февральский рост премий страховщики объясняют вступлением в силу с 5 февраля поправок в закон об ОСАГО, которые изменили правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. Большинство СК начали применять повышающие коэффициенты при определении цены полиса. Кроме того, в начале февраля комитет по тарифной политике МТСБУ поддержал инициативу дирекции бюро и рекомендовал страховщикам при заключении договоров ОСАГО либо не использовать минимальные повышающие коэффициенты, либо повысить их на 20% (см. "Ъ" от 4 февраля). Правда, по итогам года участники рынка не ожидают роста премий: для добросовестных клиентов используется система скидок за безаварийную езду, что нивелирует прирост платежей.
Решить проблему МТСБУ сможет только в том случае, если ужесточит контроль над финансовыми показателями страховщиков
На таком положительном фоне беспокойство участников рынка вызывает статистика по возмещениям. Согласно официальным данным, страховщики стали лучше платить: за два месяца выплаты снизились на 8,1% (до 144,4 млн грн), в то время как в январе падение составило 9,2%. Но достижение таких показателей стало возможным только благодаря занижению начислений и отказам в возмещениях: за год средний размер выплаты снизился с 9876 грн (по итогам двух месяцев 2012 года) до 9088 грн (за аналогичный период 2013-го). "Объективных причин для снижения выплат нет: цены на запчасти не снижались, не пересматривали стоимость своих услуг и станции техобслуживания",— отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Отчасти эта тенденция объясняется "старением" автомобилей: возраст большей части застрахованных транспортных средств превысил пять лет, что требует учета их износа. "Но, по нашим наблюдениям, некоторые участники рынка начали по максимуму учитывать износ автомобиля даже в тех случаях, когда делать этого и не нужно было",— отмечает председатель правления одной из СК.
По словам источника "Ъ" в МТСБУ, в конце 2012 года уровень отказов составлял 12%, теперь показатель еще выше. С начала года на 10% выросло и общее количество неурегулированных дел. По информации "Ъ", в январе-феврале даже у некоторых лидеров в сегменте ОСАГО количество неурегулированных дел выросло на 50%. "Решить проблему бюро сможет только в том случае, если ужесточит контроль над финансовыми показателями страховщиков, в частности над ликвидностью компаний",— говорит господин Грицута. Чтобы выявить неплатежеспособные и "проблемные" компании, МТСБУ и парламентский комитет по финансам и банковской деятельности уже готовят изменения в закон по ОСАГО (см. "Ъ" от 27 марта).
Еще более, чем отказ в возмещении, опасной тенденцией является то, что на фоне роста заявленных страховых случаев на 2,4% объем начисленных выплат в январе-феврале снизился на 3,5%. По мнению участников рынка, это свидетельствует о накоплении задолженности страховых компаний. "Причем если раньше задолженность формировалась за счет компаний-банкротов, то теперь участились случаи невыплат даже среди крупных игроков",— отмечает председатель правления СК "Княжа" Дмитрий Грицута.
Виктория Руденко