Украина должна перейти на электромобили до 2030 года

Украина должна перейти на электромобили до 2030 года

16 грудня 2019
16

Депутаты Верховной Рады предлагают предусмотреть переход украинцев на электромобили до 2030 года на законодательном уровне. В то время, как продажи легковых электромобилей увеличились, депутаты предлагают упростить установку электрозарядок и освободить украинцев от еще одного налога, пишет "Українські Новини".

Украина уже в десятке лидеров

Число электромобилей в Украине растет так быстро, что по этому показателю мы в десятке стран-лидеров. Всего в Украине зарегистрировано почти 27 тыс. "зеленых" авто. Из них более 7 тыс. украинцы купили за этот год. Для сравнения, в прошлом году купили 5,3 тыс. электрокаров – вдвое больше, чем в 2017 году. Росту продаж способствовала отмена таможенных сборов и налогов на ввоз электромобилей.

Но пока что общее число электромобилей в стране невелико. Доля электрических машин в продажах составляет всего 3-3,2%. Для сравнения, в Норвегии половина купленных авто – электрокары.

Тем не менее, через пять лет в Украине уже будет 246 тыс. авто с электродвигателем, прогнозируют аналитики IRS Group. Темпы продаж электромобилей продолжат расти за счет "обнуления" налогов. Льготная растаможка будет действовать до 2021 года. Украинцы могут ввозить электромобили и не платить ни копейки за растаможку, не надо платить НДС, и акцизный сбор – 1 евро за каждый кВт емкости аккумулятора. Таможенную пошлину в 10% парламент отменил еще в 2015 году. Остается только сбор в Пенсионный фонд, его платят при регистрации авто. Есть большая вероятность, что и этот сбор отменят.

Еще меньше налогов и больше льгот

Через десять лет Украина должна перейти на электромобили. Депутаты прописали это в проекте закона №2532.

"С целью сохранения окружающей среды, выполнения международных обязательств по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшению экологического состояния в городах, а также уменьшения зависимости экономики от импорта нефти и нефтепродуктов, государство определяет своим приоритетом переход на электрический автомобильный транспорт до 1 января 2030 года", – говорится в одном из пунктов проекта.

Что изменит законопроект:

  • до 31 декабря 2022 года отменяется Пенсионный сбор при регистрации электромобиля;
  • до 31 декабря 2024 года электромобили с зелеными номерными знаками смогут ездить по полосе общественного транспорта;

Кабмин должен разработать госпрограму по льготному кредитованию и страхованию на покупку электромобиля. Также правительству поручается создать программу по развитию украинских производителей электрокаров, производства и утилизации аккумуляторных батарей.

Зарядные станции не выгодны бизнесу

Большая часть пунктов проекта касается зарядных станций для электромобилей. На сегодня в Украине насчитывается 2054 зарядные станции с 4069 точками подключения, посчитал сервис PlugShare. Для сравнения в 2014 году в Украине было всего 35 зарядных станций всех типов. На одну зарядную станцию в стране приходится семь электромобилей (примерно 3,5 на каждую зарядную точку). Это соизмеримо с показателями стран Европы.

Но 95% зарядок в Украине – это медленные станции переменного тока, говорит Игорь Ковалев, руководитель направления YASNO E-mobility. Время зарядки на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров усложняют развитие инфраструктуры между крупными городами.

Подключать новые зарядные станции сложно из-за бюрократии.

"Сфера практически не урегулирована. Для подключения зарядных станций больше работают личные связи, чем прописанный механизм. Подключить зарядную станцию сложно – нужно делать проект, выводить точку подключения, даже если речь о станции малой мощности", – замечает Александр Кравцов, директор компании Electrocars.

Но самая большая проблема – они не выгодны бизнесу, говорит Артем Коломоец, менеджер по продажам компании E-Line, которая производит станции зарядки электромобилей.

"Даже учитывая, что электромобилей становится больше, процент электромобилей – невысокий. Наличие зарядной станции может быть дополнительным маркетинговым ходом для ресторанов, жилых комплексов, парковок, чтобы привлекать дополнительных клиентов. Но именно зарабатывать на этом рано", – говорит Артем Коломоец.

Большую часть сложностей должен решить проект закона:

  • до 31 декабря 2024 операторам зарядных станций не нужно получать лицензию;
  • до 31 декабря 2022 года не нужно будет платить за подключение и выделение мощностей для операторов автомобильных зарядных станций.
  • к элементам благоустройства добавятся токоприемники подключения электромобилей к сети внешнего освещения и внешней рекламы;
  • новые автозаправки, которые строятся за городами, должны быть оборудованы зарядными станциями.

"Проект закона дает больше преференций скоростным станциям заряда. А они создают нагрузку на мощность. В городах должны быть льготы для всех зарядных станций, которые не перегрузят энергетику района, обеспечат эффективное и экономное для автомобиля потребление. Не нужно забывать о медленных зарядных станциях в городах", – говорит Александр Кравцов.

Если электромобилей станет больше, то продажи бензина упадут. А акциз с горючего направляется в Дорожный фонд. Чтобы дороги не остались без финансирования, введут новый налог. Это предвидено законопроектом №2532. С 1 января 2025 года налог будет взиматься с деятельности операторов зарядных станций. Сбор будет начисляться по объему потребленной энергии.

Реально ли Украине перейти на электромобили

Переориентация на электромобили – глобальный тренд. Ряд стран мира уже заявили, что откажутся от продаж машин с двигателем внутреннего сгорания через 10-25 лет. Норвегия собирается перейти на электромобили уже к 2025 году. Германия вовсе предлагает запретить авто с ДВС во всем Евросоюзе с 2030-го. Великобритания планирует сделать это в 2032-м, Индия – в 2030-м, а Франция – в 2040-м. Да и сами автопроизводители начали ориентироваться на производство гибридов и электромобилей. В частности, это связано со все большим ужесточением требований к количеству выбросов автомобилями.

"За пять лет в Украине произошла электромобильная революция. Люди понимают, что электромобили выгодны. Электрокаров становится больше и они все разнообразнее. А зарядных станций сейчас у нас больше, чем у любой соседней страны. За десять лет Украина может прийти к тому, чтобы все продажи частного транспорта составляли электромобили. Это вполне реально", – считает Александр Кравцов.

Важно, чтобы при попытках урегулировать ряд актуальных для рынка электромобилей вопросов не вводились регуляторные барьеры, говорит Игорь Ковалев. Так, законопроект предусматривает, что с 2025 года деятельность электрозарядок может стать лицензируемой

"Европейская же практика исходит из того, что зарядка электромобилей является услугой и, соответственно, не регулируется, как поставка электроэнергии. А зарядная станция является конечным потребителем электроэнергии, соответственно, не является субъектом, который может поставлять электроэнергию. Например, в той же Директиве ЕС 2014/94/EU Аlternative Fuels Infrastructure (AFI) Directive зарядка электромобиля называется services to customers, то есть услугой. В п. 8 статьи 4 Директивы указывается, что операторы зарядных станций должны иметь возможность приобретать электроэнергию у любого поставщика электроэнергии, а не трейдера, как это было бы, если бы электроэнергия перепродавалась", – отмечает Игорь Ковалев.

Создание новых административных барьеров может привести к замедлению развития рынка электромобилей, и соответственно сделать их менее доступными для широкой аудитории пользователей.

Наличие зарядных станций и предложенные правительством льготы способны убедить вас пересесть на электромобиль?

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Ябадабаду  

А депутаты предполагают, что бу лифов хватит на всех украинцев? Новые электромобили наши сограждане не очень-то берут. Даже если электрически вдруг станут дешевы, то все равно украинцы будут докатывать, то, что набрали раньше, еще лет 50.

+12ВІДПОВІСТИ  
olexandr555  

"до 31 декабря 2024 года электромобили с зелеными номерными знаками смогут ездить по полосе общественного транспорта" - обидно, сука!

Взагалі популіський брєд.

+8-2ВІДПОВІСТИ  
ВладГ  

ці імпотенти не можуть заставити рештки бляхарів розмитнити своє гівно

як ви збираєтесь змусити весь народ пересісти на електромобілі силою ?

+18-1ВІДПОВІСТИ  
Serhii12  

До 2025 тільки до Євро 6 дійдемо

+2-1ВІДПОВІСТИ  
NickBrain  

Какое самомнение нужно иметь что бы решать за потребителей что им нужно?
А вообще-то, пузатые дяди просто сделали закон под себя, что бы не платить налоги за премиальные авто.

+3ВІДПОВІСТИ  
Shep  

капец, что за люди у нас... приняли автокресла чтоб дети не гибли - не нравится, приняли чтоб права в телефоне можно было показывать - тоже не нравится, отменили пф на электро и обязали АЗС зарядки строить - не нравится.. Один негатив... может дело не во власти, ребята? может Вы собой не довольны? своей жизнью? так при любой власти из вас желчь будет вытекать! Начните с себя, начните благодарить жизнь за то что есть, сами сделайте что то для людей, страны, а не только сидите на диване и поливайте все вокруг... Если кидать во всех говном, то в других вы можете и не попасть, а руки ваши будут в говне всю жизнь!

+22-2ВІДПОВІСТИ  
Ябадабаду  

Shep, какая желчь? Просто здоровый реализм. Ну реально полунищая страна. Здесь автомобиль, любой, самый бюджетный, половина страны позволить себе не может. На дорогах еще дохрена жигулей, волг, москвичей, маршрутки гнилые забитые ездят. Поэтому такие розовые мечты небожителей ничего кроме раздражения вызывать не могут.
ПыСы: Если Вы лично чего-то достигли и можете себе позволить купить новый авто, это совсем не повод про #хулитыноешь рассказывать.
ПыСы2: права в телефоне, отмена пф - хорошо, остальное, как и любая обязаловка - плохо.

+5-1ВІДПОВІСТИ  
Shep  

Ябадабаду, так, а кто говорит об обязаловке? речь идет о популяризации электрокаров! а ныть это у нас менталитет совковый до сих пор , люди думают что им кто-то что-то должен, и что мешок с деньгами им прям к дивану депутат должен принести, они же его выбрали! кто хочет жить лучше -пора на себя брать ответственность за свою жизнь, а кто не хочет - не вопрос , это их выбор, как и ныть , я не осуждаю , но говном тогда пусть взеркало кидают , а не в других

+3-1ВІДПОВІСТИ  
Показати ще 4
forgiven  

Нарешті....

+5-1ВІДПОВІСТИ  
Kokoshkin  

Тут вопрос об актуальности гужевой тяги будет

+2-2ВІДПОВІСТИ  
Volodymyr85  

Я бы тоже купил електроТАЗ если бы цена была адекватной сейчас

+1-2ВІДПОВІСТИ  
razdvacrack  

Фігня якась, основна маса ліфи бу які багато не накатають, заїхати кудась на 300 км трасою, то ще той квест... Хай популяризують, будують нові станці, ще якісь плюхи типо безплатної парковки в центрі міста, але примусово всіх садити то такое...

+1-1ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація