Торговые войны между Украиной и Россией входят в новую фазу. В ответ на угрозу со стороны РФ ввести пошлины на украинские товары, которая уже закреплена законодательно (Постановление Правительства РФ № 959 «О введение ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина», украинские власти отреагировали списком товаров, подлежащих исключению из соглашения о зоне свободной торговли.
Но если в России уже определились с желанием ввести пошлины на украинские товары, то наши власти пока лишь пугают. То есть список товаров, обнародованный на сайте Минэкономразвития и торговли пока не окончательный и лишь размещен к сведению.
Как сообщает AUTO-Consulting, Украина пугает соседей исключением из режима свободной торговли при импорте из Российской Федерации целым перечнем товаров, среди которых легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы, а также тракторы и другая продукция сельхозмашиностроения.
Но кроме того, под пошлину попадут и почти все запчасти к автомобилям, грузовикам и спецтехнике, выпускаемые в РФ. Список довольно внушительный, в нем есть и шины на все виды техники, которых очень много поставляют с российских заводов на украинский рынок, включая и таких заводов как Nokian, Michelin и местных марок.
Очевидно, что в случае применения подобных "санкций" российский автопром не выдержит конкуренции на украинском рынке. До сих пор его спасала нулевая пошлина и недорогие запчасти. В случае появления пошлин, как и на европейские товары, поставки на украинский рынок автобусов, троллейбусов, ряда грузовых автомобилей сами собой прекратятся.
Очень незавидная участь ждет и некогда популярные в Украине российские марки автомобилей ВАЗ (Lada), ГАЗ и УАЗ. Но данное решение затронет и некоторые иномарки. Так, Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 408, Renault Logan в Украину поступали с российских заводов. В условиях появления пошлины 10% они будут неконкурентоспособны с продукцией других стран. Украинские импортеры уже вовсю меняют логистику и стараются перейти на поставки автомобилей с других заводов-производителей, лдаже если это логистически обходится дороже. К нам так и не начали поставлять российские Citroen C4 Sedan, Datsun on-Do, Mitsubishi Outlander, Ford Focus, не приехали в Украину и новинки АвтоВАЗа, включая Nissan Almera.
В сегменте грузовых автомобилей КАМАЗ и УрАЛ в этом году теряют покупателей и без пошлин, а платежеспособный спрос все больше переключается на грузовики Scania, MAN, Volvo, IVECO. Как уже не раз отмечал AUTO-Consulting, обратный процесс, когда пользователи импортных грузовиков пересаживаются на КАМАЗы пока не наблюдался.
Очевидно, что такими действиями украинцев окончательно отучат покупать российскую технику, притом инициирует этот процесс сами же россияне. К примеру, если 10 лет назад АвтоВАЗ занимал на украинском рынке почти 50%, то по итогам сентября 2014 года ему удалось заинтересовать в своей продукции лишь 2,2% покупателей. Аналогичная картина наблюдается и по другим российским брендам.
Можно с уверенностью сказать, что в случае введения пошлин в Украине АвтоВАЗ и российский автопром повторит ту же ошибку, что и в странах Восточной Европы. Там тоже были сильны позиции АвтоВАЗа, но поляки, венгры, чехи и болгары настолько отвыкли покупать Lada, что даже низкими ценами их потом не смогли заставить опять прийти в салоны. Отучили покупать Lada и КАМАЗы и в Прибалтике, не смотря на то, что там все еще разговаривают на русском языке.
Торговая война, которую инициировала Россия, закончится для российского автопрома в Украине трагично. А вот захотят ли украинцы когда-то потом опять покупать российские авто?
Справедливости ради, отметим, что политику потери украинского рынка в РФ начали еще задолго до конфликта в Крыму и на Донбассе. В интервью AUTO-Consulting еще в далеком 2011 году один из топ-менеджеров АвтоВАЗа признался, что Украина для них уже не приоритет, хотя тогда Lada еще здесь продавали в объеме 120 тыс. штук в год. Имея такой лояльный рынок сбыта, Россия сама пошла на конфронтацию.