Утилизационный сбор: как он работает в Европе?

19 серпня 2013
11

Тема утилизационного сбора, который в Украине начнет действовать уже с 1 сентября нынешнего года, не дает покоя автомобилистам и тем, кто как-то связан с автомобильным бизнесом. Большинство уверено, что это зло, которое не принесет никакой пользы, а только навредит, поскольку автомобили подорожают. Другие, преимущественно из правительства и имеющие отношение к так называемым национальным производителям, поддерживают введение утилизационного сбора. Сбора, который давно существует во многих европейских странах. Как же он работает в Старом Свете?

Страны Европы еще несколько десятилетий назад столкнулись с проблемой утилизации старых автомобилей и их комплектующих. Эта проблема постоянно обостряется в связи с увеличением количества снятых с эксплуатации транспортных средств. Для уменьшения нагрузки на окружающую среду в ЕС был принят ряд нормативных документов, как общеевропейского характера (Директива №2000/53/СЕ), так и на национальных уровнях, направленных на реализацию комплекса мероприятий, которые позволяют повторно использовать до 95% массы автомобиля.

Основным положением Директивы Еврокомиссии относительно транспортных средств, которые не используются, является создание необходимой системы с соответствующей структурой по сбору снятых с эксплуатации транспортных средств и повторного использования запчастей, а также процедуру выдачи сертификата об уничтожении авто для дальнейшего его снятия с учета и добиваться того, чтобы производители (или импортеры) покрывали всю или большую часть связанных с этим расходов. Для исполнения этого документа страны ЕС внесли соответствующие изменения в свои национальные законодательства и создали механизмы для его реализации.

В Германии, например, кроме законодательного обязательства приема и утилизации старых автомобилей на безвозмездной основе для конечного потребителя, принят документ, в котором оговариваются требования ЕС по комплектации автомобилей с 01.01.2006 г. на 85%, а с 01.01.2015 г. на 95% из материалов, поддающихся вторичному использованию. Таким образом, в ФРГ существуют законодательные условия, стимулирующие автопроизводителей к внедрению почти полноценно замкнутого цикла использования вторичных материалов.

Во Франции же положение Директивы ЕС отражены и детализированы в Декрете Правительства о механизмах соответствия европейскому законодательству в вопросах автотранспортных средств, которые не эксплуатируются, и отработанного электрического и электронного оборудования. Согласно этому Декрету, а также в соответствии с положениями Кодекса Франции об окружающей среде, в стране отдельными автопроизводителями или группой автопроизводителей создается сеть специализированных Центров по утилизации ТС. Деятельность такой сети распространяется на каждый департамент Франции из расчета 7 центров на 1,5 млн. населения и обеспечивается информационной, технологической и, в некоторых случаях, финансовой поддержкой со стороны автопроизводителей.

Каждый владелец ТС, которое не эксплуатируется, обязан передать его на утилизацию в один из 1600 уполномоченных Центров. Если же этого не сделать, а просто бросить автомобиль гнить где-то во дворе, можно заработать штраф в размере 75.000 евро или даже 2 года тюрьмы. Такое же наказание предусмотрено и за проведение утилизации в неположенных местах и учреждениями, которые не имеют не это право.

В Бельгии существуют несколько категорий экологических налогов – транспортный, за загрязнение, за размещение отходов и так далее. Каждый год бельгийский автовладелец платит дорожный налог по следующей формуле: до 799 см3 - 84 евро / год, 800-2.499 см3 - 148 евро / год и от 2.500 см3 - 208 евро / год. Утилизационный сбор для автомобилей закладывается в «дорожный налог», а сама утилизация осуществляется в специализированном пункте, как правило государственном или частном, имеющем государственную лицензию.

В Норвегии владельцы транспортных средств обязаны платить одноразовый экологический сбор за утилизацию снятых с эксплуатации ТС в сумме 2.000 крон (около 350 долл. США). Этот экологический сбор возвращается владельцу в случае передачи ТС на утилизацию.

В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие, осуществляющее утилизацию автомобилей уже не пригодных для использования. Налог за каждый новый проданный автомобиль оплачивается непосредственно в Фонд, которым построен специальный завод , осуществляющий переработку автомобильных отходов.

Транспортные экологические налоги существуют также в Австрии, Испании и Швеции. А вот в Эстонии отсутствует экологический налог за утилизацию. Есть лишь Закон о налоге на грузовые ТС, чем Европейская экономическая комиссия не очень довольна и рекомендует Эстонии привести свои экологические законы в соответствие с нормами большинства членов ЕС.

Требованиями ЕС мотивируют введение утилизационного сбора и украинские чиновники, приписывая к этому еще и благородную на первый взгляд помощь национальным производителям. Только не совсем понятно, почему украинцы, уровень жизни которых значительно ниже европейского, должны намного щедрее спонсировать утилизацию, которая, зная наши реалии, может так никогда и не состояться, и где, собственно говоря, в Украине национальные автопроизводители?

Автор:   Джерело: InfoCar.ua

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Iehbr  

Там то это налоги на утилизацию а у нас будет папавнення бздютжета. Всё при том что налогов и так больше всех на белом свете.

ВІДПОВІСТИ  
Slavyar  

Є готові робочі приклади, бери і користуйся так ні починають придумувати якісь мутні схеми щоб потім не зрозуміло було куди і на що гроші з податків пішли. Хоча всі здогадуються ......

+1ВІДПОВІСТИ  
гоСть  

в общак...

+1ВІДПОВІСТИ  
Горыныч  

В европе есть так называемые эко сборы, чем старше машина тем он выше, это стимулирует владельцев избавляться от старых машин, но каким путем, они идут в салон, отдают машину, доплачивают разницу и берут новую (трейд-ин) у человека новая машина, старую салон отдаст на переработку, всегда есть потребность в новых машинах. У нас же ты должен заплатить немерянно денег не понятно за что, при покупке, трейд ин обложили просто огромным налогом, потому-что двум лячностям в этой стране надо продавать свои "автомобили".

+1ВІДПОВІСТИ  
SIM  

Они все или очень тупые или очень не дальновидные - ну с первого сентября посмотрим что оно будет и как Европа на это отреагирует.

+1ВІДПОВІСТИ  
venya  

лутьше бы ввели налог на свой автопарк в монте-карло.где 30%машин с укр номерами и не зазов!!!!!!!!!!!

ВІДПОВІСТИ  
Сеня  

Европа не наш случай. Там у автомобилей есть реальный срок службы, и пользоваться автомобилем сверх него считается дурным тоном, плюс государство стимулирует желание избавиться. Потому старые машины нужно или продать или утилизировать. Причем продавать ее приходится за символическую цену, а новую брать почти за полную стоимость, так что европейцу если и легче, то потому что доход выше, а не потому, что условия лучше. У нас же б/у машины одни из самых дорогих в мире и ездят они до тех пор, пока не развалятся и даже после этого могут быть проданы на разборку, а не в лом. Украинцу часто проще обновить машину, чем европейцу. Так уж у нас сложилось, что машины дешевеют в первый год на 15%, а дальше по 5% в год, а начиная с какого-то времени цена зависит только от состояния и может даже расти, когда машина попадает в хорошие руки. Так, что утилизация в Украине - это профанация. Просто способ завуалировать протекционизм. Ведет такая политика в некуда, т.к. Украина не только импортирующая, но и экспортирующая страна и ее есть чем прижать. Наше автопроизводство и без этого сбора защищено более чем достаточно. 17-25% - это уже серьезная фора в большом бизнесе. Тот кому ее не хватает, должен или научиться работать или уйти.

ВІДПОВІСТИ  
Electric  

так в том то и дело, что налог за утиль ты заплатишь, а деньги можно вернуть сдав машину на запчасти и металлолом.смысл стороить утильзавводы, если никто туда сдавать ничего не захочет.вообще-то сначала строят пункты и заводы. а потом принимают закон об "утиле".в нормальных странах, на программе утилизации можно сэкономит на новом авто.а у нас хренушки

ВІДПОВІСТИ  
Jeugen  

А кто гарантировал постройку утиль заводов? Как по мне, то все слова нашей власти - полная лошь!!!

ВІДПОВІСТИ  
Гость  

В Европе уровень жизни растёт, а у нас падает. Не равняйте Европу с Украиной!

ВІДПОВІСТИ  
Виссарионович  

Какая утилизация? Совсем сбрендили.Украина и Европа.это действительно две разные планеты.У нас действительно нету никакого срока службы машины.Я лично эксплуатирую ВАЗ2102 1272-го года выпуска.Так у нее кроме кузова,ничего родного,ни одного агрегата.Все до последней ручки в салоне менялось,не говоря о движке,коробке,и т.д.И еще ей ездить неопределенный срок.А хлам убитый,или сильно разбитый,нормальный человек ПРОДАЕТ НА РАЗБОРКУ И ПОЛУЧАЕТ ЗА ЭТО КАКИЕ-ТО ДЕНЬГИ!! ПОЛУЧАЕТ,А НЕ ПЛАТИТ!! А никому не нужные Москвичи цыгане укатали в хлам и сдали на металлолом "живым весом",т.е.по массе,указанной в техпаспорте,короче,как скот на мясокомбинат.И тоже получили за это какие-то деньги.Какая еще может быть проблема с утилизацией,если у нас за хламье еще и денег можно получить,а не платить.Хотя,в принципе,на фоне всего этого дурдома,могут и на разборки наехать,будет не удивительно.

+2ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація