С момента введения так называемого утилизационного сбора прошло уже больше двух недель, а авторынок до сих пор лихорадит. И дело даже не в ценах, и не в налогах, а в простых бумажках. Как сообщает AUTO-Consulting, законодатели так прописали закон от 4 июля 2013 года №422-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств", что выполнить его положение даже на уровне документооборота оказалось не просто. В результате, в первых неделях сентября отдельные МРЭО ГАИ вовсе отказывались регистрировать автомобили, требуя справку-подтверждение об уплате утилизационного налога, а ведомства долго решали кто же, и в какой форме будет выдавать эти подтверждения. Но парадокс заключается в том, что именно автопроизводители столкнулись с самыми большими проблемами при регистрации в ГАИ. И вообще не ставят на учет.
К введению утилизационного сбора с 1 сентября 2013 года не был готов никто. Только на прошлой неделе Министерство доходов и сборов обнародовало проект постановления Кабмина, в котором уже появилась форма справок об уплате утилизационного налога, либо льготам по его неуплате. Но по процедуре, данное постановление еще должно пройти обсуждение, регистрацию и только потом начнет действовать. Как сказано в самом постановлении и эти формы справок пока являются временными, до появления уже постоянных документов строгой отчетности.
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, импортерам авто удалось достичь договоренностей с министерствами и ведомствами о регистрации автомобилей, импортированных до 1 сентября, а с остальными пока работать по письмам-запросам, в ответ на которые Миндоходов указывают размер уплаченного налога. В свою очередь, такие временные документы позволяют МВД вести контроль за уплатой налога по конкретному автомобилю. В итоге ситуация еле-еле сдвинулась с мертвой точки, хотя и не все начальники МРЭО еще дали указание принимать такие документы.
Но практика показывает, что поставить на учет можно только иномарку, привезенную до 1 сентября. Авто из новых поставок с уплатой утилсбора таких можно пересчитать на пальцах пока стоят мёртвым грузом на складах. Их отказывается регистрировать ГАИ.
В AUTO-Consulting отмечают, что МРЭО в данном случае действуют четко по закону и требуют необходимый перечень документов, среди которых и справка об уплате или освобождении утилсбора. У автопроизводителей ситуация оказалась сложнее, сообщает AUTO-Consulting. Им пока не удалось достичь компромисса с властями "закрыть глаза" на законодательную неразбериху. Зарегистрировать автомобиль украинского производства в ГАИ, произведенный хоть до 1 сентября, хоть после этой даты, оказалось почти не реально. Законодательный тупик начал приводить к огромным убыткам. Автопроизводители срочно инициировали постановление Кабмина, чтобы хоть как-то выйти из сложной ситуации. Его могут вынести на заседание уже завтра.
Свое видение выхода из тупика видят и в Министерстве внутренних дел Украины. Там предлагают упростить процедуру контроля уплаты импортерами и производителями транспортных средств сбора за их утилизацию путем ведения соответствующего электронного реестра.
"Предложено внести изменения в Закон Украины от 4 июля 2013 года №422-VII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и усовершенствования некоторых налоговых норм" об упрощении механизма контроля уплаты налога путем замены выдачи и контроля справок на ведение соответствующего электронного реестра и выдачу выписок из него", — сообщили в пресс-службе МВД.
В министерстве также отметили, что 10 сентября МВД направило коллегам из Миндоходов письмо с предложением внести на рассмотрение правительства проект временного регламента контроля для принятия временных справок.
Очевидно, что в законодательство по утилизационному сбору требует доработок.притом многочисленных Это последствия голосования "в одно касание", когда будущие законы не обсуждают по обычной процедуре в зале Парламента, не ведут дискуссии по поправкам, а голосуют исходя из колуарных договоренностей. Президент буквально на следующий день после подписания закона дал поручения Кабмину подготовить изменения и согласовать принятый закон с нормами ВТО. Но по состоянию на 17.09 соответствующий законопроект пока не значится в повестке дня Верховной Рады. Зато в Парламенте есть поправки от опозиционных депутатов, вплоть до отмены закона вообще.
Как прогнозируют в AUTO-Consulting, эпопея корректировки утилизационных законов и подзаконных актов продлится еще не одну неделю. Тем временем, зарегистрировать автомобиль, импортированный после 1 сентября сейчас практически не реально, а авто украинского производства не поставят на учет. Наступил коллапс.