8 мая в Форт-Лодердейле (северный пригород Майами) электромобиль Tesla Model S 2014 модельного года, потерял управление, врезался в бетонную стену и, по словам очевидцев, мгновенно загорелся. В огне погибли двое 18-летних подростков, и ещё одному, по счастью, удалось выбраться из полыхающей машины. Отметим, что первичная экспертиза, проведённая местной полицией, показала: режим автопилота, который уже стал причиной гибели как минимум двух человек, задействован не был. Дело в том, что на участке дороги, с которого вылетела Tesla Model S, установлено ограничение скорости в 35 миль/ч (56 км/ч), а по заверениям свидетелей, автомобиль двигался со значительным превышением, что невозможно, если водитель активировал автопилот. Между тем, в ближайшие дни должны появиться более точные данные по аварии – Национальный совет по безопасности на транспорте США (National Transportation Safety Board), который и сообщил на своём сайте об аварии 8 мая, уже отрядил четырёх экспертов для расследования этого инцидента. В настоящее время NTSB расследует ещё три случая с авариями электромобилей Tesla.
Наши американские коллеги приводят статистику: в год на дорогах США по разным причинам воспламеняются около 500 автомобилей с бензиновыми двигателями, что становится причиной гибели около ста человек. Почему же пресса поднимает такой шум в случае редкого возгорания электромобиля? Дело в том, что «электричка» даже более взрывоопасна, чем обычная машина. Всё дело – в высоковольтной батарее. Ещё более десяти лет назад автомобильные инженеры пришли к выводу, что электромобили нужно проектировать с нуля – с тем, чтобы в случае аварии постараться исключить деформацию АКБ. Обычный автомобиль, переделанный под электричку, обеспечить этого не может. Кроме того, в настоящее время доля электромобилей на рынке США – менее одного процента. А что будет, когда эта доля начнёт активно расти?
Вспомним свидетельства очевидцев – тех, кто побывал в горящей Tesla или рядом с ней. 23 марта этого года в половину десятого утра на одной из автомагистралей Флориды кроссовер Tesla Model X, двигавшийся, к слову, на автопилоте, врезался в разделительный барьер. Тогда машина вспыхнула не сразу – подоспевшие на помощь водители других автомобилей сумели вытащить водителя Tesla Model X, который к несчастью, всё же умер в больнице. Как только несчастного извлекли, машина воспламенилась – по рассказам тех, кто был рядом, быстро, с характерными хлопками начали взрываться ячейки батареи. Интересно, что поначалу Tesla заявляла о том, что машина не была поставлена на автопилот, однако затем представители компании признали факт использования автопилота. Тот случай был взят на контроль NTSB и через какое-то время «Теслу» отстранили от участия в расследовании. Причина – в возможном разглашении информации о ходе расследования.
Похожий эпизод произошёл в Китае в феврале 2017 года. В левой полосе по магистрали двигался Tesla Model X с тремя пассажирами на борту: за рулём был водитель, на заднем сиденье – хозяйка со своим возлюбленным. Хотя скорость была относительно небольшой – около 75 км/ч, по невыясненной причине водитель не справился с управлением, и машина врезалась в барьер. От удара Tesla Model X развернуло, в него тут же врезалась другая машина и электрический кроссовер загорелся. Водитель, не поддавшись панике, быстро покинул автомобиль, а вот влюблённые пережили несколько неприятных секунд. Как оказалось, задние двери Tesla Model X (они открываются вверх, по схеме «крыло чайки») заклинило! В этот момент пассажиры почувствовали запах гари: салон начал заполнять дым и почти в ту же секунду послышались звуки взрывающихся ячеек. По счастью, парочка выбралась через передние двери и ещё через несколько секунд машина воспламенилась и выгорела дотла.
Кроме того, в прошлом году на одной из зарядных станций в Норвегии загорелась Tesla Model S – у неё не было механических повреждений. В Великобритании ещё одна Tesla Model S вспыхнул прямо на парковке. Впоследствии выяснилось, что за два месяца до этого она побывала в аварии.
Случай с подростками в Форт-Лодердейле должен заставить задуматься в первую очередь законодателей. Вполне может быть, процедуру сертификации электромобилей нужно дополнить новыми испытаниями на склонность к воспламенению, которое может быть вызвано механическими повреждениями при столкновении.