В ГАИ хотят бесплатно выдавать новые документы, а инспекторы на дороге будут сверять их с базой. Водителям хотят упростить жизнь. ГАИ предложило упразднить нотариальную доверенность на право управления автомобилем, которая стоит 250—300 гривен и которую нужно переоформлять каждые 3 года. Вместо нее хотят ввести заявление. В нем хозяин авто должен написать фамилии тех, кому он доверяет вождение своей машины, и подать лично в ГАИ. Процедура будет бесплатной, кроме того, заявление не имеет «срока годности». Фамилии тех, кто имеет право управления, внесут в электронную базу ГАИ, владельцу в течение суток отправят по почте подтверждение: мол, такой-то учтен.
А сидящему за рулем нужны только права, техпаспорт и страховка «автогражданки» на данное авто. Если инспектор вас остановит, то должен будет связаться с постом ГАИ и проверить, внесен ли данный водитель в базу. Процедура с гендоверенностью, которую часто оформляют при продаже авто, чтобы не платить налоги, останется прежней. Напомним, ее оформление стоит порядка 800 грн. В ГАИ утверждают: отмена обязательной для невладельца авто доверенности на право управления им соответствует европейским нормам. «Пока документ в стадии обсуждения, поэтому можно внести в него любые изменения», — заверил нас руководитель пресс-службы департамента ГАИ Игорь Клопотий. А вот изменения-то как раз и нужны, причем кардинальные. В первую очередь, это может породить новый виток коррупции — инспектор ведь может сделать вид, что не может связаться с постом для проверки или заявление не обнаружилось в базе, чтобы предложить договориться на месте.
ЮРИСТЫ. Юрист Алексей Святогор утверждает, что в ГАИ хотят поменять «шило на мыло», ведь владельцу машины все равно нужно тратить время на оформление заявления, разница лишь в том, что оно, в отличие от доверенности, бесплатное. «Но думаю, что многие все равно будут возить с собой подтверждение из ГАИ, чтобы защититься от вымогательства». По словам юриста Вадима Володарского, ни доверенностей, ни заявлений владельца в Европе нет: «Презумпция невиновности предполагает, что если машина не числится в розыске, то водитель управляет ею законно. У нас наоборот — человек должен доказывать, что он не угонщик». В МВД говорят, что отказаться от контроля нельзя — иначе невозможно оперативно выявить случаи угона.