На сегодняшний день производство на Запорожском автомобилестроительном заводе остановлено, само предприятие переведено в «спящий режим». Причина – падение отечественной экономики и катастрофические снижение спроса на легковые автомобили.
Естественно, это в первую очередь отразилось на работе ЗАЗе, чьи модели многие годы подряд числятся в безоговорочных лидерах рынка. (К примеру, в 2014 году ZAZ Sens был самой продаваемой моделью.)
Завод в Запорожье начало лихорадить еще в июле минувшего года, но администрация различными мерами пыталась сохранить производство – в ноябре было выпущено 212 автомобилей. Однако, в декабре из ворот предприятия вышло только три машины, а в январе 2015-го не было сделано ни одной. Последующей информации о ходе производства из Запорожья не поступало.
Между тем, Запорожский автомобилестроительный завод кроме внутреннего рынка поставлял свою продукцию и за рубеж, в виде готовых автомобилей и машинокомплектов для сборки «зазовскую» продукцию получали партнеры в Египте, Казахстане, Узбекистане и Беларуси. В настоящее время зарубежные партнеры машинокомплекты и автомобили ЗАЗа не получают, в связи с чем вынуждены корректировать свои планы. Так, к примеру, на казахстанском заводе AllurGroup последний ZAZ Chance (у нас – Sens/Lanos) собрали еще в октябре, теперь же казахи активно ищут ему замену для производства.
Обеспокоенность имиджем ЗАЗа перед зарубежными партнерами выказывает не только администрация предприятия, а и представители государственной власти. Так, на днях губернатор Запорожской области Валентин Резниченко высказался за возобновление работы ЗАЗа, хотя бы временное – для выполнения поставок по зарубежным контрактам, касающимся в первую очередь Египта и Узбекистана. С производственной точки зрения подобный вариант вполне возможен: запущенный на какое время завод мог бы подготовить задел из готовых автомобилей и машинокомплектов для поставок на внешний и внутренний рынки в ближайший период текущего года. Однако, рентабельность подобных действий будет зависеть от объема необходимой для реализации продукции.