Европейский союз готовится к жесткой реакции на экологические инициативы украинского правительства. Вчера его представители выразили обеспокоенность готовящимся решением о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей вне зависимости от страны происхождения. По данным "Ъ", сбор может стать основанием для замораживания процесса подписания договора об ассоциации с ЕС. Эксперты говорят, что это может сыграть на руку сторонникам более тесной интеграции с Россией.
Представительство Евросоюза в Украине прокомментировало планы украинского правительства расширить действие утилизационного сбора на все импортные машины. В представительстве заявили "Ъ", что внимательно следят за дискуссиями о введении утилизационного сбора. "Подобное решение России уже повлияло на европейских автопроизводителей, и мы знаем, что оно негативно влияет на украинских. ЕС ожидает, что Украина будет решать вопрос с Россией не на двустороннем уровне, а в рамках ВТО",— отметили в представительстве.
Однако неофициально собеседники "Ъ" в Еврокомиссии дают еще более жесткую оценку — такой шаг украинских властей может и вовсе поставить крест на планах по подписанию договора об ассоциации. "Наша позиция более жесткая, чем говорится официально. В случае если Украина примет это постановление, мы готовы идти на аналогичные ответные меры по украинскому экспорту",— заявил собеседник "Ъ" в европейских структурах. "Мы прямо сообщили нашим коллегам в Киеве: если будет это постановление, вы можете забыть о соглашении об ассоциации. Мы не подпишем соглашение, даже если вы проведете честные выборы",— уточнил другой высокопоставленный источник "Ъ" в Брюсселе.
В Кабмине пока считают, что причин для беспокойства нет. "Переговоры с ЕС идут в спокойном, обычном режиме. Угрозы замораживания диалога в связи с расширением утилизационного сбора инспирируют те, кто в этом заинтересован — автоимпортеры. Поэтому строить какие-то планы и рассуждать о последствиях рано",— заявил "Ъ" источник в Кабмине.
Сами автоимпортеры уверены: утилизационный сбор нарушает обязательства Украины, взятые при вступлении в ВТО, поскольку страна обязалась ставить в одинаковые условия как импортеров, так и местных производителей. "Мы будем оспаривать это решение и в судах, и в органах ВТО. Но, кроме нас, каждый производитель поставляемых в Украину автомобилей сообщит о дискриминации своему правительству, которое незамедлительно пожалуется в ВТО",— говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Такую оценку разделяют и юристы. "Ключевые производители и экспортеры автомобилей внимательно следят за последними инициативами украинского правительства, нацеленными на удорожание импортных автомобилей. Предложенные поправки по утилизационному сбору могут быть расценены как попытка Украины повысить стоимость ввоза автомобилей в страну до уровня, который действовал до вступления страны в ВТО. И делается это через введение дополнительных и дорогостоящих сборов с импорта, что прямо запрещено нормами ВТО",— пояснил партнер по международному торговому праву брюссельского офиса юрфирмы Van Bael & Bellis Юрий Рудюк.
По данным "Ъ", сейчас вопрос расширения сферы применения утилизационного сбора активно дискутируется в правительстве. В среду на заседании Кабмина было принято решение о том, чтобы рассмотреть это постановление на заседании "малого Кабмина" в понедельник. Источники "Ъ" полагают, что таким образом предпринимается попытка ввести сбор без участия значительного числа министров, чтобы не было ненужных возражений. Но еще один источник "Ъ" в правительстве объясняет, что принятие этого решения зависит от исхода сегодняшних переговоров премьер-министров Украины и России в Ялте. "По состоянию на сегодня у нас есть все основания ожидать, что Николай Азаров и Дмитрий Медведев договорятся о взаимном неприменении утилизационного сбора. В таком случае мы решаем проблему и забываем о ней. Однако если такой договоренности не будет, мы будем вынуждены расширить список стран, в отношении импорта которых будет взиматься экологический сбор, поскольку наша нынешняя позиция выглядит более уязвимой, чем российская",— пояснил источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров.
По оценкам экспертов, в случае если правительство все же решится на расширение действия утилизационного сбора, переубедить чиновников не сможет даже угроза замораживания договора об ассоциации с ЕС. "В ближайшей перспективе вероятность подписания этого договора крайне мала, в первую очередь по политическим причинам. Поэтому правительству может быть даже выгоден публичный отказ ЕС от этого соглашения. Такой шаг будет подаваться как доказательство того, что Европе на самом деле не нужна ассоциация с Украиной",— отмечает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. В то же время, по словам эксперта, такой шаг усилит аргументы сторонников более тесной интеграции с Россией.