Сможет ли украинский автопром «прорубить» окно в Европу?

27 травня 2014
38

Перед отечественными производителями открывается европейский рынок. Но нужна ли там наша продукция, придут ли в Украину инвесторы и рентабельно ли в принципе делать авто в Украине у крупнейших производителей и сборщиков выяснял корреспондент AUTO-Consulting.

Как уже сообщал AUTO-Consulting, по данным УкрАвтопрома, производство автомобилей в Украине падает. И этот негативный процесс набирает обороты. Причины всем хорошо понятны: политическая и экономическая нестабильность в стране и, как следствие, - снижение спроса и сокращение отечественного рынка. Кроме него нашим производителям мало куда можно предложить свою продукцию.

Еще одна причина сокращения производства – недавние законодательные инициативы правительства, по которым производители/сборщики не только лишились минимальной защиты в виде утилизационного сбора и спецпошлин, но и получили дополнительную финансовую нагрузку после двойного повышения акциза на новые автомобили и кузова для промышленной сборки.

Европейский вектор

В сложившейся ситуации нашим производителям могли бы помочь новые рынки сбыта их продукции. Как сообщил AUTO-Consulting заместитель генерального директора по маркетингу и продажам КрАЗ Юрий Облог, сбыту украинской продукции могут помочь любые новые рынки. И рынок Евросоюза, в частности. Перспективы выхода на него у КрАЗ вполне реальны, даже не глядя на высокую конкуренцию на рынке Европы, считает Юрий Облог. КрАЗ уже предпринимаем в этом направлении активные действия. Например, создали шасси под коммунальные надстройки, которое в настоящее время завершает сертификационные испытания, с двигателем фирмы Daimler экологического стандарта Евро-5. Этот автомобиль составит достойную конкуренцию аналогам, но в ценовом отношении будет привлекательнее европейских конкурентов. В Европе огромный рынок для нашей коммунальной техники: мусоровозов, ассенизаторов, пылесосов, каналопромывочных машин и пр. Однако, сейчас выйти на европейский рынок сложно, потому что там тоже упала бизнес активность, нет финансирования.

Директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, также не исключает возможность выхода украинской автомобильной продукции на европейский рынок. В частности, он сообщил Auto-Consulting, что по его мнению, основная часть производственных мощностей украинских автозаводов ориентирована на внутренний рынок и на внутренний спрос. Рынки и СНГ, и Евросоюза, - по мнению господина Боровика, - будут для украинского автопрома за заградительными барьерами. Перспектива, конечно, есть, но очень далекого будущего. Чтобы наша продукция была конкурентоспособной на международных рынках, в страну должны прийти крупные инвесторы и принести сюда новейшие технологии. Пока для этого нет ни условий, ни предпосылок. А перспективы выхода украинских авто на европейский рынок реальны, если этим будут системно и комплексно занимаются все - от государства до крупного бизнеса.

Вполне реальной видят перспективу поставки продукции машиностроения, в том числе и автомобилестроения, из Украины на рынок Евросоюза, в пресс-службе Корпорации УкрАвто. А директор ООО "Торговый дом "Эталон Авто" Вадим Шкарупин, наоборот считает, что это не реально.

Как сообщил AUTO-Consulting заслуженный экономист Украины, президент ассоциации "Укравтопром" Михаил Резник, предложения на европейском авторынке значительно превышают спрос. Чтобы войти на этот рынок нужно иметь высоколиквидный продукт, отвечающий всем техническим регламентам ЕС. Нет смысла скрывать, что такого продукта, готового для экспорта на рынки Евросоюза, в Украине нет, и без стратегического партнерства с глобальными игроками мирового автопрома его не будет.

Новые модели

Чтобы хотя бы претендовать на право выхода на европейский рынок, надо иметь соответствующую продукцию по соответствующей цене. У большинства украинских предприятий ее нет. В пресс-службе Корпорации УкрАвто AUTO-Consulting сообщили, что понимание вопроса о новых моделях возможно лишь после стабилизации политической и экономической ситуации в Украине и определения стратегии развития экономики страны. То же можно сказать и о ценовой политике.

Вадим Шкарупин рассказал AUTO-Consulting о новых моделях «Еталон». Это - низкопольный городской автобус А081.28, который был презентован в прошлом году.

Юрий Облог сообщил AUTO-Consulting, что согласно плану опытно-конструкторских работ на 2014 год будет создан ряд новых моделей автомобилей КрАЗ. Предприятие продолжает развивать перспективную для «КрАЗа» безкапотную тему. И идет путем, как увеличения, так и снижения грузоподъемности - до 8 т, 5 т и ниже. Уже практически на выходе новое самоходное шасси 8Х8 грузоподъемностью 27 т, созданное под тяжелые крановые установки, нефтегазовое оборудование и различное оборудование оборонного комплекса. Также в этом году запланировано создание универсального шасси 4х2, максимально унифицированного под различные силовые установки и спецнадстройки, безкапотного самосвала 8Х4 повышенной грузоподъемности.

Сергей Боровик сообщил AUTO-Consulting, что новые модели, если и появятся, то в нынешних условиях будут импортироваться, а не производится в Украине.

Инвестиционное партнерство

О партнерстве с глобальными игроками мирового автопрома в Украине говорят уже не один десяток лет. Однако, большими достижениями в этой области похвастаться мы не можем. Скорее речь идет о единичных случаях.

Тем не менее, в пресс-службе Корпорации УкрАвто считают, что если за последние 25 лет это удалось сделать России, Турции, странам Восточной Европы, то почему это не реально в Украине? Юрий Облог также уверен, что инвестора привлечь сложно, но реально. КрАЗ работает в этом направлении с различными известными мировыми брендами, но пока не так активно, как хотелось бы. Причина – в нестабильной политической ситуации в стране и выжидания инвесторов стабилизации обстановки. Конечно, реально, - уверен и Сергей Боровик. Если даже Белоруссия смогла это сделать. Только необходимо создать в стране соответствующие условия работы. А по мнению Вадима Шкарупина, инвестора привлечь реально, но… экономически нецелесообразно.

Михаил Резник считает, что для приглашения к производственному партнерству, а тем более производителя с мировым именем, необходимо иметь в своем активе предложение, от которого трудно отказаться. В случае с автомобилестроением такими предложениями могут быть либо быстрорастущий предсказуемый и защищенный внутренний рынок, либо инвестиционные условия, которые на порядок интереснее тех, что предлагают соседние рынки.

К сожалению, в ближайшее время Украина не сможет предложить интересный для инвестора рынок. Поэтому единственный путь для нас - это создание благоприятного инвестиционного климата. К слову, это и самый дешевый вариант, не требующий больших капиталовложений. Мировой опыт в этом направлении демонстрирует массу успешных примеров и не нужно изобретать украинский велосипед. Стоит лишь изменить подходы к оценке эффекта от предоставления особых условий индустриальным инвесторам - перестать концентрироваться на упущенных выгодах государства от льготного налогообложения (т.к. этих выгод, в любом случае, нет, и не будет без новых проектов), и проявить политическую волю. Тогда можно рассчитывать на крупных инвесторов и на вовлечения местного производства в глобальные сети поставок.

Ценовые перспективы

Ценовые перспективы у отечественного автопрома, в основном, тоже не очень радужные. Вадим Шкарупин считает, что даже если предприятие готово предложить реальную цену на свою продукцию, рентабельность зависит не только от цены, а и от объема производства и объема продаж. А для этого рынок должен покупать. Но рынок пока в "обмороке".

Для того, чтобы привлечь покупателя приходится делать спецпредложения и акционные цены. В частности, Юрий Облог сообщил AUTO-Consulting, что на «КрАЗе» постоянно ведется работа по снижению себестоимости продукции – это внедрение в производство новых прогрессивных технологий, улучшение организации производственных процессов, оптимизация производства, внедрение новых конструкций и материалов, поиск альтернативных поставщиков комплектующих. Весь этот комплекс мер позволил предприятию дважды с начала текущего года, в целом на 15%, снизить цену на автомобили для украинских потребителей. Более того, покупателям теперь можно не бояться скачков курса валют - «КрАЗ» зафиксировал курс доллара на уровне 8,5 грн/USD.

На данном этапе ценовая политика производителей ориентируется в большей степени не на рентабельность, а на возможности удержаться на рынке и сохранить рабочие места на заводах, - считает Михаил Резник.

Ресурса для существенного снижения цен ни у кого нет, констатирует Сергей Боровик. Поэтому, можно прогнозировать, что цены на авто останутся в переделах существующих на сегодня.

В чем эксперты были единогласны, так это в том, что развиваться нашему автопрому (а может и выжить) мешает, прежде всего, политика. Или ее отсутствие, если речь идет о государственной стратегии.

Как сказал Михаил Резник: по Макиавелли политика - это знание о правильном и мудром правлении. С этой точки зрения, нам не хватает политики. Уже много лет существует острая нехватка промышленной политики государства и стратегии развития индустриального потенциала страны, о чем Укравтопром постоянно говорит на всех уровнях своего диалога с государством. Мы не просто говорим об этом, мы предлагаем конкретные решения. Но реализовать их крайне сложно из-за высокой степени политиканства, царящей в системе государственной власти.

Обговорення новини

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація
Xxxxxxxxxxxx43  

что хорошего делает Краз кроме грузовиков ????

+2-21ВІДПОВІСТИ  
AvA111  

Для начала и этого достаточно

+21-1ВІДПОВІСТИ  
VMStrannik  

Глупее вопрос нужно еще постараться задать. Это то же самое что спросить - "Что хорошего делает Феррари кроме спорткаров?"

+19-1ВІДПОВІСТИ  
Показати ще 2
Omega78  

Это всё равно что на самокате пытаться догнать мотоцикл. Укравтопрома нет. Есть древние остатки советсколго автопрома. Китаехлам разве что только собирают. Давайте говорить честно. И пока государство будет крышевать бездельников на дотациях - никакого укравтопрома не будет.

+18-3ВІДПОВІСТИ  
Kostinus  

Если создать условия для нормальной и здоровой конкуренции (звучит как сказка, но все же), то наши доблестные автопроизводители так или иначе вынуждены будут подчиняться тенденциям мирового рынка. А это и повышение качества продукции, и установка конкурентно способной цены, и привлечение инвесторов, и выпуск новых моделей.

+4-2ВІДПОВІСТИ  
peterkond  

Кто - то надеется на то, что наш "автопром" возможно сделать конкурентноспособным на европейском рынке? Да проще трупы на кладбище выкопать и подготовить из них легкоатлетов в олимпийскую сборную!!!

+4-1ВІДПОВІСТИ  
Zhenek252  

Могли бы и не расписывать статью. Европе нужен рынок сбыта и "черносошные крестьяне", а не импортеры, так что никакого импорта в Европу, и уж тем более автомобилей

+12-7ВІДПОВІСТИ  
Ябадабаду  

У укравтопрома только одна возможность: продать предприятия серьезным производителям, которые поставят на конвейер свои модели. Но пока не стабилизируется политическая ситуация никто здесь деньги не будет вкладывать.

+5-3ВІДПОВІСТИ  
Tonik  

Конечно же сможет - лет так через 100.

+3-2ВІДПОВІСТИ  
серж .  

европа заждалась кразов ланосов и богданов теперь ворота в европу отрываются украина вперед

+6-7ВІДПОВІСТИ  
broot  

меня волнует только один вопрос - у нас подешевеют европейские автомобили?

ВІДПОВІСТИ  
Ябадабаду  

Да, на 10% в долларах по сравнению с ценами 12 года будет дешевле, через годик

+2-2ВІДПОВІСТИ  
Shep  

наивный вопрос.. кто ж будет ланосы и форзы по 10К покупать, если за эти деньги можно будет беху 5ти летнюю в полном фуле взять?

+3ВІДПОВІСТИ  
Gercen  

Может прорубить поставки металлолома, в Европе из одного Краза, можно будет сделать 2 грузовых Мерседеса... а если серьезно, что за чушь? Для начала надо двигатели разработать и пройти краш-тест, а о дизайне и эргономике даже вспоминать не хочу.

+2ВІДПОВІСТИ  
Psyx666  

Российское окно уже закрылось, а европейское неизвестно когда откроется. А если учесть что в Европе год от года увеличивается количество евроскептиков (сейчас в Европарламенте их около 30%)...то перспектива членства Украины в ЕС падает к нулю.

+12-5ВІДПОВІСТИ  
maxmalco  

Повышение качества, выпуск новых моделей... Интересно, соответствуе ли уровень технического оснащения украинских авто. предприятий этим задачам?

+2ВІДПОВІСТИ  
Brentano  

Пора закрывать эту богадельню под названием укравтопром ! Что являет собой сборку китайцев на нашей территории. Пора привлекать серьезные мировые фирмы что б они строили заводы, а не наши Голохвастовы!

+1ВІДПОВІСТИ  
peterkond  

Да тут уже очередь выстроилась серьезных мировых фирм! Все требуют: "Скорее дайте нам построить в Украине заводы!"

+4ВІДПОВІСТИ  
MONAX  

Хотите оживить автомобильный рынок Украины? Отмените полностью все налоги с ввозимых машин и тех которые изготовляют у нас, вплоть до отмены НДС. Пример тому та же Грузия.

+3-1ВІДПОВІСТИ  
Юра Погребняк  

А у меня в ответ на название статьи первая мысля - разве что себя саму зарубить такими кривыми руками, которые из попы растут. А если серьезно, вижу что серьезные люди тоже пишут, - это пример индии, которая клепает свой дешевый и простой автомобильчик, или турции, которая фиаты собирает. Надо развивать свой собственый автопром - создав собственную платформу, простую, надежную, универсальную, недорогую. Моторы свои есть, копрессоры, генераторы, стартеры, подшипники, аккумуляторы, датчики, ремни, шины, ГСМ производим. Осталось вместе собрать с умом все это богатство. Даже турбины делаем самые разные, или уже делали

+3-1ВІДПОВІСТИ  
AvA111  

Может себе пару КрАЗов купить?

ВІДПОВІСТИ  
Findiperz  

Лучше Европа к нам прорубит без растаможки авто))

+2-1ВІДПОВІСТИ  
rewa  

Результат предопределен заранее. Утопия.

+1-1ВІДПОВІСТИ  
rewa  

Тем более, судя по результатам выборов в европарламент, данный вопрос в скором времени потеряет актуальность.

+1-1ВІДПОВІСТИ  
Индивидуалист  

Одне питання: кому потрібен наш автохлам в розвинутому і багатому ЄС? Їм своїх брендів вистачає по горло, вони майже не купують авто з Південної Кореї і Японії, вони їздять тільки на своїх, високоякісних і високотехнологічних вітчизняних машинах, які відповідають їхнім високим євро-стандартам по безпеці і екології, а також мають серйозну репутацію, чудовий сучасний вигляд і т.д. Крупні автопроми Евросоюзу, такі як Великобританія, Франція, Німеччина, Італія, Швеція повністю забеспечують ринкові потреби ЄС. Це все, що стосується легкових машин.

-1ВІДПОВІСТИ  
Индивидуалист  

Тому краще всі наші заводи (крім Кременчуцького і Шкодівського Євро-кар) розвалити і, по можливості, дати Євро-виробникам побудувати свої. Це було б чудово.

-1ВІДПОВІСТИ  
Индивидуалист  

Тепер на рахунок цього КрАЗа. Так, це НАЙКРАЩИЙ Укр. виробник. При чому він завжди таким був. Але, попри це, він абсолютно не може, конкурувати з європейською "Великою Сімкою" (я маю на увазі Mercedes, Volvo, Scania, Renault, MAN, DAF, Iveco.). Він зовсім не відповідає сучасним Євро-стандартам по екологічності і комфорту, він не має тих супер технологічних систем безпеки, як у вище згаданих виробниках європейської "Великой Сімки" і такого широкого модельного ряду. Я вже мовчу про слабенькі двигуни і застарілі на тягачах. КрАЗ щось там ще "пиркається", щось ще намагається робити, здається впозичав якіть безкапотні кабіни у Рено і МАНа (які самі Рено і МАН вже списали з виробництва правда), але цього абсолютно недостатньо. Проте, у КрАЗа потенціал є, при чому він дуже великий. Тому (це звичайно більше мрія, ніж недалека реальність) було б розумно вбухати серйозний капітал на підняття Кременчуцького заводу вантажних автомобілів щоби ми мали свій власний автопром грузовиків. Можна було в виділити додаткові інвестиції на тимчасову, тільки тимчасову співпрацю з Євро- і американськими виробниками вантажівок, щоб вони трохи допомогли підтягнутися, наздогнати Західний Світ в виробництві цієї продукції. Ясне діло, що найкращі у світі грузовики роблять європейці в Євросоюзі. Але вони роблять тільки безкапотні. А КрАЗ, як відомо, чи не єдина у світі компанія, що робить і безкапотні, і капотні вантажівки. І цю традицію порушувати не можна. Тому я і згадав про

-1ВІДПОВІСТИ  
Индивидуалист  

... тимчасову співпрацю з американськими виробникоми вантажівок (Navistar, Freightliner, Kenworth).

-1ВІДПОВІСТИ  
n09  

Перечисліть 50% запчастин до Сенса, тоді стане зрозуміло що ми можемо. Спершу треба навчитись робити хоч би запчастини до іномарок. На цьому можна і заробити більше.

ВІДПОВІСТИ  

Потрібна авторизація

Вхід | Реєстрація