Автомобили «Запорожец» знают далеко за пределами Украины. И не смотря на насмешки, многие из них до сих пор на ходу. То же можно сказать и о «Ланосе», который уже в наше время стал народным автомобилем. Некоторые над ним тоже смеялись, а он не смотря ни на что, бил рекорды продаж, потому, что отличался хорошей ремонтопригодностью, более, чем разумными эксплуатационными затратами и удивительной живучестью на наших дорогах и нашем топливе.
«Запорожцы» были символами Украины советской. «Ланосы» — стали символами Украины независимой. Хотя, сегодня, уже тоже были. Не смотря на серьезные инвестиции, Запорожскому автомобилестроительному заводу так и не удалось выстоять под ударами внешних обстоятельств. Хотя, за предприятие боролись изо всех сил.
Максимальный объем годового производства, который был на ЗАЗе до создания совместного предприятия с Daewoo, зафиксирован в 1987-м — 153 616 автомобилей. А в 1998 г, когда корейцы пришли на ЗАЗ, с конвейера предприятия сошло всего 187 автомобилей. То есть, Daewoo Motor тогда фактически спасла ЗАЗ от полной остановки, банкротства и ликвидации.
В 1998 г. было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцы инвестировали в Запорожский автомобилестроительный завод $150 млн. Еще $50 млн. были выделены на пополнение оборотных средств предприятия.
Как были использованы эти деньги? Компанией Daewoo было командировано на СП 90 корейских специалистов. Их задачей было принять активное участие в работе СП по обновлению и реновации всего технологического оборудования прессового производства, цехов сварки, окраски и сборки, внедрение современных систем качества и организации производства.
Эти инвестиции позволили фактически заново стартовать заводу с громкой премьеры обновленной ЗАЗ-1102, в которую корейские специалисты внесли 200 изменений. Чтобы не ассоциироваться с прежней эпохой, модель получила соответствующее название — «Таврия-Нова», и вышла на рынок с ценой $2200.
Уже в первый год было продано 11 122 шт. этой модели – в десять раз больше, чем годом раньше. Всего с 1998 по 2007 год было выпущено 73 174 «Таврия-Нова».
В 1998 году в Ильичевске на корейские инвестиции было организовано и сборочное предприятие, где также началась SKD-сборка новых моделей Lanos, Nubira и Leganza из корейских машинокомплектов.
На этих инвестициях «ЗАЗ» в 1999 году успел запустить в производство еще одну новую модель – лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута по цене в $3000. Эта разработка была давно у завода, но не хватало средств для запуска ее в серию. Корейцы также помогли в 1998 г. запустить и производство пикапов на базе «Таврии» (ЗАЗ-110550). С 1999 по 2011 год предприятие выпустило 140 836 шт. «Славуты». А с 1998 г. по 2010 г. – 36 674 шт. пикапов.
Это и есть реальный вклад Daewoo в «ЗАЗ», который она успела сделать до собственного банкротства в 1999 г. То есть, меньше, чем через 2 года после создания СП.
Что же представлял из себя «ЗАЗ» после создания СП с Daewoo, когда корейская компания стала банкротом? Это был почти остановившийся завод, с частично обновленной производственной базой, выпускавший по-прежнему устаревшую советскую продукцию. Но при этом, численность работников была 18 тыс. человек, которых по условиям инвестпрограммы, нельзя было уволить. «ЗАЗ» уже отставал от графика инвест обязательств, а акционер с долей 50% (Daewoo Motor) находился под управлением комитета кредиторов в Корее. В 1999 году ЗАЗ произвел 6 045 автомобилей (при проектной мощности 150 000 авто в год).
Вот такой «ЗАЗ» в 2000-м году и купила Корпорация «УкрАвто» у Фонда государственного имущества Украины. Первым траншем она приобрела 50% государственной части СП. А в течение следующего года выкупила и долю, оставшуюся у корейцев. И это можно считать третьим рождением Запорожского автомобилестроительного завода.
Чтобы по-настоящему поставить завод на ноги, требовались гораздо большие инвестиции, чем сделали корейцы. Теперь все финансирование предприятия легло на нового хозяина – Корпорацию «УкрАвто». Можно сказать, что ЗАЗу повезло. Ведь известно немало случаев, когда инвесторы, которые якобы собирались возрождать производство, на самом деле банкротят предприятие. Потом режут оборудование на металлолом, а землю (территорию завода) – продают под застройку. Яркий пример – Киевский мотоциклетный завод и ЛАЗ.
Но в «УкрАвто» собирались заниматься именно производством. Хотели не только сохранить, но и вывести на новый современный уровень предприятие, которое было символом отечественного автопрома. Поэтому, с начала 2000-х Корпорация «УкрАвто» постоянно инвестировала в обновление производственной базы, в запуск новых моделей и в их локализацию.
На эти цели не только направлялась вся прибыль, но и брались многомиллионные кредиты. В завод в общей сложности было инвестировано около 380 млн. долларов США.
Эти деньги пошли на обновление сварочных линий (приобретены, смонтированы и запущены автоматические линии «FANUC», «СОМАU» и «КUKA», а также системы управления «Texas-500», «Alen-Bredley», «Simatik-110»). Было обновлено и расширено прессовое производство (введены в работу вырубной комплекс известного японского производителя «AIDA», две тандемные роботизированные линии с установленными прессами производителей «AIDA» и «FAGOR»). Полностью обновлены и расширены мощности пластмассового цеха (запущены в работу 32 термопласт автомата компании «ENGEL Austria GmbH»). Вкладывались средства и в создание новых технологий и новых продуктов, которых ЗАЗ ранее не выпускал. Завод инвестировал в разработку автобусов и грузовиков, которых ЗАЗ ранее тоже никогда не выпускал.
В 2001-м на конвейер были поставлены Lanos (Т-150) и Sens. Не смотря на иностранные названия, их производство было полностью освоено в Украине.
В 2002-м началась крупноузловая сборка автомобилей Jeep, Chrysler, Mercedes-Benz.
В 2003 г на «ЗАЗе» был налажен полномасштабный выпуск автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099. А также – крупноузловая сборка автомобилей Opel и Dacia.
В 2004-м на ЗАЗе начато производство Opel Astra Classic и крупноузловая сборка автомобилей Chevrolet и грузовиков ТАТА.
В 2005-м в производственную гамму добавилась еще одна модель ВАЗа и началась сборка грузовиков DongFeng.
Уже в середине 2000-х «ЗАЗ» было не узнать. Вместо грязных и пыльных цехов – светлые и чистые помещения. Везде был проведен ремонт и инновации, внедрены компьютерный учет и система контроля качества. Именно при «УкрАвто» бренд «ЗАЗ» кардинально поменял имидж на рынке. Если раньше он ассоциировался с «Запорожцем» или в лучшем случае с «Таврией», как не с самым надежным авто, то современные «ЗАЗы» были радикально другими. И именно поэтому ЗАЗы стали действительно народными автомобилями. Многие годы подряд Lanos и Sens были самыми продаваемыми авто в Украине. И после тщательного аудита, General Motors начинает закупать у ЗАЗа Lanos и продает его в своей сети в России под собственным брендом Chevrolet Chance.
В 2006 г началось производство Sens\Lanos пикап и крупноузловая сборка автомобилей Chery. А также – производство автобусов I-VAN и прицепов, полуприцепов и автовозов. Кроме того, на базе Ильичевского завода автомобильных агрегатов был построен новый завод по их производству.
В 2009-м на ЗАЗе начали собирать автомобили KIA.
В 2011 г у ЗАЗа появляется новый стратегический партнер – Chery и стартует полномасштабное производство ZAZ Forza и Chery Bonus. Китайский партнер, как и GM, заказывает производство этих авто у ЗАЗа, а затем реализует их на рынке РФ в собственной торговой сети. Всего с конвейера ЗАЗа сошло более 80 тыс. шт. этих моделей.
В 2012-м – запущен в производство ЗАЗ Vida (Chevrolet Aveo второго поколения), для полномасштабного выпуска которого, Корпорация «УкрАвто» даже выкупила пресс-формы у General Motors. Под именами Aveo/Vida с конвейера ЗАЗа сошло, в общей сложности, 206 237 шт. этой модели.
В 2013-м стартовал выпуск ЗАЗ Vida пикап.
Если оглянуться назад, то с 2003 по 2008 годы история Запорожского автомобилестроительного завода стала примером успеха. ЗАЗ сотрудничал сразу с несколькими мировыми автопроизводителями и делал это очень обдуманно, предлагая потребителям именно недорогие авто. К примеру ВАЗ\Lada, которые в то время были самыми продаваемыми авто в Украине, за эти годы только на ЗАЗе было выпущено 127 933 шт. По лицензии было изготовлено 48 150 шт. Opel Astra Classic. А производство моделей Lanos/Sens с украинскими комплектующими только в 2008 году достигло 80 557 шт.
Запорожский автомобилестроительный завод стал рекордсменом по массовому производству автомобилей в независимой Украине. 2006, 2007 и 2008 годы были наиболее продуктивными для ЗАЗа. В то время предприятие ежегодно производило, соответственно, 193 тысячи, 282 тысячи и почти 258 тысяч новых транспортных средств. Практически вдвое больше, чем ЗАЗ делал «Запорожцев» в лучшие годы.
2007–2012 годы стали самыми удачными для экспорта продукции ПАО «ЗАЗ». За этот период экспортировано более 231,3 тыс. автомобилей бренда «ZAZ». Основными рынками сбыта были Россия (89%), Казахстан (3%), Сирия (2,5%), Беларусь (2%), Азербайджан (2%) и Узбекистан (1,5%). Основными экспортными моделями были ZAZ Chance, Сhery A-13, ZAZ Forza, ZAZ VIDA. В 2007 году завод экспортировал в Россию рекордные 75 тысяч авто, которые были проданы под брендом Chevrolet через сеть GM.
Годы, когда основным инвестором ЗАЗа была Корпорация «УкрАвто», стали для предприятия периодом расцвета. Украина заявила о себе, как о серьезном игроке в автомобильном мире, способном выпускать такую же качественную продукцию, как в других странах. Покупка ЗАЗа Корпорацией «УкрАвто», фактически спасла предприятие в 2000-м году от неминуемой гибели. Но, как оказалось, лишь на некоторое время.
Запорожский автомобилестроительный выстоял после кризиса 2008 года. Даже не смотря на девальвацию гривны с 5 до 8 грн. за доллар, и переоценку кредитного портфеля, которые принесли заводу огромные убытки более 1 млрд. грн.
Выстоял ЗАЗ и в 2014-м, когда вторая волна девальвации гривны привела к переоценке кредитного портфеля ЗАЗа – с 8 до 16 грн. за доллар. Долг завода перед банками из-за переоценки кредитного портфеля опять удвоился и стал 2,5 млрд. грн., а суммарный убыток предприятия — составил 2,9 млрд. грн.
Но завод окончательно добило засилье подержанных иномарок, которые ввозятся в страну вообще без уплаты налогов («еврономера»). А еще ЗАЗ уничтожило равнодушие украинских чиновников, которые ответственны за промышленную и внешнюю политику. Они молча наблюдали, как «ЗАЗ» сначала вытолкнули со всех экспортных рынков, даже ни разу не вступившись за украинский завод на государственном уровне, а затем сделали вид, что утрата страной целой отрасли и сотен заводов-поставщиков – это не большая трагедия. Ведь по словам чиновников, в Украину чуть ли не каждый месяц заходят инвесторы.
Только «ЗАЗ» — это не просто флагман украинского автопрома. Это и наследие Украины, и индикатор инвестиционного климата. Если страна не смогла защитить своего инвестора, вложившего в завод $380 млн. реальных средств, то где уверенность, что она будет спасать чьи-то иностранные инвестиции.