Ассоциация автоимпортеров ВААИД предлагает улучшить экологическую ситуацию в стране, отменив ввозные пошлины, акциз и НДС на экологически чистые автомобили. К ним относятся электромобили, гибриды и легковушки с бензиновыми моторами объемом менее 1,0 л. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, сейчас идут переговоры с правительством и законодателями. И в связи с тем, что снижать доходность бюджета сейчас никто не будет, отменить пошлины на бензиновые автомобили вряд ли получится. В то же время вопрос снижения пошлин на гибридные и электромобили актуален. Так, в Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов по отмене пошлин на электромобили. Причем в Таможенном кодексе нет кода для гибридных машин, а для электромобилей существует только один код – вне зависимости от того, новый этот автомобиль или подержанный. Таким образом, если налоги на электромобили снизят, то на любые – и новые, и б/у. Это позволит уменьшить цены на них до 30-40%.
По словам генерального директора «ВиДи Груп» Артема Ткаченко, рынок гибридов и электромобилей сейчас составляет около 1%, то есть при объеме рынка в 40-50 тыс. шт. – около 500 автомобилей в год. Таким образом, для бюджета потери будут несущественными. В то же время страна получит возможность развивать высокотехнологичные околоавтомобильные отрасли – развитие инфраструктуры зарядных станций, производства аккумуляторов и электронных систем. Кроме того, во всех странах мира для электромобилей существуют другие льготы – бесплатная парковка в городах, отсутствие платы за регистрацию и т.д.
По словам народного депутата Игоря Диденко, соответствующие законопроекты по льготному налогообложению электромобилей сейчас рассматриваются в парламенте, и профильный транспортный комитет поддерживает их принятие.
Если сторонникам ВААИД удастся снизить пошлины на экологически чистый транспорт, то каких именно моделей он коснется? Согласно анализу «Автоцентра», на сегодня в мире среди электромобилей наиболее популярны Nissan Leaf, Chevrolet Volt/Opel Ampera, Renault Twizy, Zoe, Kangoo Z.E., Mitsubishi I-MIEV (все – от $30 тыс.), Tesla Model S (от $100 тыс.) и ряд китайских марок. В нашу страну сейчас ввозятся тайваньские BioAuto нескольких моделей (от 275 500 грн.), в единичных экземплярах - Mitsubishi I-MIEV. Если Закон будет принят, часть из этих моделей начнут ввозиться в нашу страну. Кроме того, в Европе, Израиле, США и Канаде существует достаточно большой рынок б/у электромобилей, который также может пополнить украинский.
Что касается гибридов, то «массовых» моделей, доступных украинцам, по подсчетам журналистов «Автоцентра» совсем немного – Toyota Prius Toyota и Auris Hybrid. Остальные – модификации престижных и дорогих автомобилей – Lexus NX 300h, RX 450h, CT 200h, ES 300h, GS300h и LS 600h, Porsche Panamera S E-Hybrid. Обычно эти автомобили существенно дороже аналогичных версий с бензиновыми моторами. Отмена пошлин позволит уравнять цены на гибриды и их версии с ДВС.
Впрочем, пока что данные идеи пока что не оформлены в законопроекты или упоминаются в других законопроектах, зарегистрированных в Верховной Раде.